«Мельдерсовед» из «АвиМастера»
Открытое письмо в редакцию "АВИАМАСТЕР"
День добрый, уважаемая редакция журнала !
Из далекого города Самара пишет Ваш коллега- некто Степанов Алексей Сергеевич. Дремучая провинция, еще каких-нибудь лет десять назад глядевшая на творения столичных авторов запрокинув голову вверх, как на Монблан, сейчас благодаря информационному взрыву уже немножечко не та. Ваш покорный слуга, член редколлегии самарского научно-технического журнала "Гриф", в отличии от (да простят меня члены редакции) презираемого многими московскими авторитетами доморощенного "лапотя-любителя", является профессиональным историком , имеющим публикации по историко-авиационной тематике, например, в таких изданиях как "Военно-исторический журнал", "Вопросы истории", "Техника и оружие" и "Родина". Ему доводилось и с материалами архивными дело иметь, и у ветеранов воздушных баталий детали секретные выпытывать, и книжки зарубежные листать.
Ну да речь сейчас не об этом. Воображение мое было поражено, когда попался на глаза свеженький (разумеется, по самарским меркам) номер журнала Вашего за № 4-5 , 1997, а в нем статья авторитетного специалиста по советско-германскому воздушному противостоянию во второй мировой войне Д.Б.Хазанова (Москва) "Вернер Мельдерс" (С.20-33 соответственно). Небольшая справка - Дмитрий Хазанов - автор вышедшей в украинском журнале "Авиация и время" (№№ 3-5, 1996) не имеющей аналогов ни в СССР, ни в СНГ статьи "Вторжение. Начало воздушной войны на советско-германском фронте" (к слову сказать, его методика работы с первоисточниками тоже уникальна, во всяком случае отдельной статьи она явно заслуживает) и ряда других работ в известных периодических изданиях по истории авиации, начиная с непотопляемых "Крыльев Родины". Встреча с творчеством именитого знатока на страницах новенького журнала предвещала приятные открытия. И предчуствие меня не обмануло.
Скажу честно- каюсь, но меня хватило лишь на семь из доброй дюжины страниц текста. Это всего лишь маленький мой поверхностный взгляд на описание автором событий от испанской войны до начала второй мировой. Начнем с фотографий и подписей под ними. Это истинные шедевры. Начнем с тех, для "расшифровки" которых не нужны ни специальные знания, ни зарубежные книжки (по секрету скажу, что кое-что из последних у меня все-таки есть). Желающим хватит знаний объема средней школы.
Итак, шедевр номер один. С.21-верхний левый угол. Подпись сообщает, что "Не51 из состава 3-й эскадрильи J\88 "Легиона Кондор" возвращается со штурмовки. Испания, лето 1938 г.". Примем к сведению эту информацию и обратимся к тексту статьи на предыдущей страничке, где можно узнать, что "в конце мая 1938 г." у комэска-три А.Галланда истек срок пребывания в Испании, "а уже 25-го числа он передал Вернеру командование эскадрильей. Но еще за месяц до этого на замену "Хейнкелям" прибыли первые пять Bf109C-1..., а спустя несколько дней - остальные семь" . Какое-то время ушло на обучение личного состава, но все-таки "к началу лета" подразделение стало боеготовым. Загадка читателю - а на чем и зачем воздушные бойцы из третьей эскадрильи, еще в апреле получившие "сто девятые" и уже освоившие их к наступлению лета, летают тем же летом (еще раз см. фото на С.21 и подумай). Мне сего парадокса понять почему-то не удалось. Зато выручила находившаяся под рукой интересная, прекрасно изданная книга о воздушной войне в Испании (K. Ries, H. Ring. The Legion Condor. A History of the Luftwaffe in the Spanish Civil War 1936-1939/ Translated from the German by David Johnston.-Schiffer Military History, West Chester, Pennsylvania, 1992). Предположив, что немецкие авторы знают о роли Мельдерса в испанских событиях не меньше Д.Хазанова ( ну если меньше- то самую малость), на стр.96 обнаружил вышеупомянутое фото. Правда авторы поместили его в главу, повествующую о 1937 годе, да и подпись под фото ничего не говорит о принадлеженности "Хейнкелей" к третьей эскадрилье (или какой-либо конкретной). Ну, как говорится, им видней, но нестыковочка-то налицо !
Шедевр номер два. Фото в правом нижнем углу С.23. Подпись гласит: "В ходе "забега" к Ла-Маншу для обслуживания матчасти приходилось конфисковывать любой мало-мальски подходящий автотранспорт". Вроде бы все нормально. В кузове смешного грузовичка с рекламным надписями на двери лежат бочки с бензином, что подвезли к немецкому истребителю. Но не зря в школе ( да еще в Университете и аспирантуре) натаскивали по языку иноземному. Говорили наставники - пригодится, учи. Верил,учил. Действительно, пригодилось. "Компания (с ограниченной ответственностью) Дж.Х.Миллера. Телефон - 104",- на двери грузовичка написано. Только вот закавыка - язык-то английский ! А как мог оказаться гражданский английский грузовик частной компании Миллера не в Англии, а по ту сторону пролива ? Ответ-никак. Значит фото - неправда, фальсификация мерзкая, на которой антогонисты-вредители подловить хотели Хазанова-исследователя ? Да нет, фото отражало реальные события. Просто немцы захватили английские острова Гернси и Джерси в проливе Ла-Манш, наводнили их техникой военной, грузовичок отняли у господина Миллера. Если кто-то сомневается в знании мною английского слова "телефон" и существовании острова Джерси - см. симпатичную польскую книжку M.Mietelski. Samoloty mysliwskie 1935-1937.- Krakow, 1994, S.44. Автор, поместив там точно такое же фото грузовичка (откуда он взял его, правда ,не написал, собственно как и Д.Хазанов - про свое), дал подробное пояснение, что заправляют немецкий аэроплан с британского грузовика на острове Джерси. Мелочь, но приятно . А то мы все "бег к Ла-Маншу, бег...". Все, отбегались немцы! Одной ногой уже в самом Ла-Манше стоят и грузовички конфисковывают не по нужде злой, а просто так.
Шедевр номер три. Вооружившись терпением, пересчитайте столбики побед на хвосте истребителя на С. 26. У меня получилось 54. Под фото дата - август 1940 (кстати, обратите внимание на опавшие листья и шинель одного из стоящих - не рановато ли для лета ?). Но на С.25 автор сообщает, что как раз в последний день августа Мельдерс довел боевой счет до 33 побед, сбив за вылет три самолета ! Попутно всплыл еще один "прикол" - на С.28 (второй рисунок снизу) изображен самолет Мельдерса с подписью о наличии 32 побед и датой "август". Наверное, Мельдерсу после последнего летнего вылета лень было победы рисовать - подумаешь - одной больше или меньше !
Это шедевры, которые может в принципе обнаружить каждый. А вот некоторые специфические, которые можно "вычислить" с помощью некоторой специальной литературы. В упоминавшейся выше книге немецких авторов о Легионе "Кондор", имеется множество интересных фотографий, в том числе и все четыре (соответственно, на страницах 96, 164, 172 и 199) , которые были (возможно и не из конкретно этой, а какой-либо иной книги) воспроизведены в "испанской части" статьи о Мельдерсе на С.21-22. Оставив в покое фото самого Мельдерса и его общение с механиком на фоне "стодевятки", а также фото с самолетами на фоне речки, обратим наше внимание на "хейнкель" с мышонком на борту. Как уверяет нас автор статьи , это самолет Мельдерса. Но немецкие авторы сей факт обошли молчанием, а под сей фотографией у них наличествует подпись говорящая , что это- два самолета Не 51 из третьей и четвертой эскадрильи соединения J\88. Только и всего. Ни слова о Мельдерсе. Хотя, наверное, могли бы и отметить если бы , так сказать, сей факт имел место . Но не отметили. А Д.Хазанов не мог не блеснуть редким материалом. Вот, дескать, какие "фотки" в статье моей редкостной , дивись , темнота российская ! Правда с "фотками" и подписями к ним автору явно и упорно не везет.
Четыре "ляпа" мы уже разобрали. Вот еще один.Пятый. Ровно тридцать пять лет назад вышла в Лос-Анжелесе книга "The Messerschmitt 109 a famous German fighter" (автор H.J. Nowarra). Она стала классической и для советских, а затем и русских любителей авиации. На С.43 этой славной книжки приведено фото, точно такое же , как и в левом нижнем углу С. 24 журнала "Авиамастер", 1997 , № 4-5. Фото интересное. Мельдерс снят на фоне своего самолета - "стодевятки", который был построен для него специально благодаря средствам саарских шахтеров (на капоте видны скрещенные молоточки). Тоько вот незадача-то какая. Хейнц Новарра пишет, что (возможно, так как Новарра сомневается что Мельдерс на нем вообще летал, машина была что-то вроде парадной) на этом самом самолете Е-3 ас Мельдерс был сбит над Францией 5 июня 1940 года, правда уцелел и вызволен был из плена после победы и в строй вошел заново. Правда уже, естественно, без "шахтерского" самолета. Треть века данные эти не опровергал никто. А вот Д.Хазанов сделал открытие. Оказывается шахтеры саарские самолет (только не Е-3, а Е-4 !) Мельдерсу на трудовые пфенежки свои купили не до, а после французского плена. Наверное, чтобы не переживал , бедняга, позора своего.Что касается грубой "модернизации" на фото (сравните цвета капота мотора на новарровском фото и его "авиамастерский"фальсифицированный вариант), то можно сказать одно - мастера поработали на славу!
На последнем, пятом "приколе" Хазанова , терпение мое иссякло и интерес как-то пропал. Ну ладно, бывает ошибся человек разик-другой, в типографии подписи могли перетасовать или еще что-то. Но когда речь идет о чем-то конкретном и на протяжении шести страниц кряду реальности соответствуют лишь (извиняюсь за выражение, буквально не принимайте) физиономии самого Мельдерса , да картины воздушных боев(если не приннимать во внимание грубый фотомоннтаж на С.26) и награждений (тут , простите, и ежик не ошибется, когда надо написать , что кресты вручают, когда это и так видно) ! Нет, вообще-то перегнул я - фото трех побитых французов автор дал , конечно красивые , спору нет. Хотя речь-то в статье прежде всего не о них , а о немецкой авиации и о Мельдерсе. А реальность такова, что автор в статье как минимум трижды дал неверную информацию о самолетах самого Мельдерса в подписях под приведенными фото. Кроме картинок с воздушными боями (до описания войны с СССР) более -менее достоверная информация по немецкой авиации встретилась лишь раз - верю что зима была тяжелой (С. 23). Остальное, мягко, говоря, "не совсем адекватно".
Ну да ладно, махнем рукой на "фотки". Глянем-ка на текст. Перлы авторской мудрости удивят нас не менее, хоть и нашел я совсем ничего (если честно, искать дальше после всего увиденного и прочитанного просто надоело), но как гласит пословица - "Мал золотник, да дорог". Итак, цитирую (по С. 22) : "Впоследствии стало известно, что авиагруппа J\88 одержала 314 побед, потеряв 26 своих пилотов. Еще более важно, что 275 летчиков - истребителей Люфтваффе получили боевой опыт" Выделено мною.А.С.). Почти три сотни пилотов-истребителей... Помилуй бог, господин Хазанов, а откуда они взялись ? В книге о "Кондоре" приводится пофамильный перечень офицерского и неофицерского летного персонала соединения J\88 (соответственно - приложения J и К на С. 265-267) за весь период войны в Испании, а всего 220 человек. 28 из них погибли( см. приложение М , С.277-278). Следовательно, осталось 192. Заметим, что цифры "192" и "275" соотносятся одна с другой как "две большие разницы", хотя по Д.Хазанову в полтора раза увеличить число соратников Мельдерса по испанской эпопее- это пара пустяков.
Посмотрев в конец статьи, я понял что рано хвалить Д.Хазанова за вышеприведенные эффекты. Помимо А. Михайлова и С. Цветкова, автор статьи о доблестном немецком асе выражал отдельную благодарность и Александру Булаху "за ценные замечания и дополнения, сделанные при подготовке материалов по Гражданской войне в Испании и кампаниям на Западе".
В этом же номере журнала (С.52-53) размещена разгромная статья по поводу книги М.Маслова про И-16. Господа ! Не лучше ли оборотиться на себя и вместо того, чтобы охаивать чужие книжки, перестать "гнать пургу" на собственных страницах и позорить свой собственный журнал, который так интересно начинался...