История создания советских аппаратов,
предназначенных для пилотируемых полетов к Луне, очень интересна.
В отличие от американской . программы „Аполло" наша программа делилась
на два самостоятельных этапа: облет Луны и полет с высадкой космонавтов на поверхность Луны.
В американской программе первый этап проходил попутно при испытании кораблей, предназначенных для посадки на Луну.
Данная статья посвящена разработке и испытаниям кораблей, которые
должны были осуществить первый этап: облет Луны советскими космонавтами.
Разработку облетного корабля поручили конструкторскому бюро под руководством
В. Н. Челомея. К сожалению, материалов о конструкции челомеевского аппарата пока очень мало.
Известно только, что он должен был опираться на разрабатываемый этим же КБ носитель среднего
класса „УР-500", который в дальнейшем получил наименование „Протон".
Таким образом, масса корабля во время облета не должна была превышать 5,5 т.
С большой степенью достоверности можно сказать, что в основу корабля был
положен спускаемый аппарат, который в дальнейшем устанавливался на тяжелые модули,
работавшие--в составе* орбитвльных станций „Салют-6" (получил наименование „Космос-1267")
и „Салют-7" („Космос-1443"). Этот аппарат имел коническую форму, аналогичную СА „Аполло",
диаметром около 3 м и обладал аэродинамическим качеством лучшим, чем
СА „Союза".
Более пока сказать об этом проекте ничего нельзя.
С. П. Королев
делал неоднократные попытки объединить обе наши
программы или хотя бы максимально использовать разработки одной программы для другой.
Первая попытка была сделана еще в 1961 году, когда он предложил использовать „Н-1" (первый вариант,
но с массой 75 т) для облета Луны. Вторую попытку он предпринял в 1964 г., когда для этой же цели
предложил использовать ракету, состоящую из верхних ракетных блоков „Б", „В", и
„Г",
и лунный корабль из
комплекса Н1-ЛЗ. Подробности этих проектов тоже пока неизвестны.
К 1964 году относится и проект „Союз", который впервые был опубликован в книге
„Творческое наследие академика Сергея Павловича Королева" („Наука", Москва, 1980 г.).
Правда, в этой книге проект не связывается с какой-либо программой вообще, а комплекс „Союз"
предназначался якобы для расширения возможностей орбитального маневрирования КК.
Основу проекта составляли три аппарата „Союз А" (пилотируемый аппарат с экипажем 2-3 человека),
ракетный блок „Союз Б" и аппарат-заправщик „Союз В", выводимые на околоземную орбиту с помощью РН „Союз".
Сначала должен был выводиться „Союз Б", состоящий из блока орбитального маневрирования и разгонного блока,
не заправленного топливом. Затем последовательно должны были выводиться заправщики „Союз В", которые заправляли
разгонный блок. После заправки должен был стартовать „Союз А" с космонавтами на борту, который, состыковавшись с „Союзом Б",
после отделения блока орбитального маневрирования должен был совершать межорбитальные перелеты.
Представление об этих „межорбитальных перелетах" можно получить, если знать, что максимальное
число заправок предполагалось четыре, при этом в баке разгонного блока должно было закачиваться
16,6 т топливу. Стартовая масса комплекса „Союз А" + „Союз Б" (разгонный блок) составляла 24,2 т.
Коэффициент заполнения топливом комплекса составлял 0,69. Этого количества топлива, как будет
видно из дальнейшего, достаточно, чтобы осуществить облет Луны.
Из-за множества стыковок проект обладал большой сложностью и трудно сказать, разрабатывался ли
он „всерьез" или должен был оттенить преимущества проекта, основанного на модифицированной ракете „Н-1".
К середине 1965 г. разработка аппарата для облета Луны была передана в КБ С. П. Королева.
К этому времени был испытан 2-ступен-чатый вариант „УР-500" и готовился 3-ступенчатый вариант
с массой РН около 19 т. На этот момент это была наиболее отработанная ракета, ооздание яв РН на основе верхних
ступеней „Н-1" могла отнять много времени и средств.
Грузоподъемность „УР-500" не позволяла разогнать к Луне аппарат типа „Союз".
В принципе можно было осуществить запуск полностью заправленного „Союза Б"
и, состыковав его с „Союзом А", осуществить полет, но в этом случае требовалась
отработка сложных операций по стыковке. Кроме того, требовалось бы разработать и
испытать „Союз Б", который в дальнейших лунных проектах применять не планировалось.
За основу нового аппарата был взят модифицированный вариант лунного орбитального
корабля, что позволяло испытать его элементы, особенно на участке его входа в атмосферу
со второй космической скоростью. Для осуществления полета аппарат необходимо было облегчить до 5,2-5,5 т.
При этом в качестве разгонного блока можно было использовать разрабатывавшийся для „Н-1" блок „Д",
что позволяло заодно провести его комплексные испытания.
Для облегчения корабля „Союз" пришлось пожертвовать прежде всего бытовым отсеком.
Из тормозной ДУ был исключен дублирующий двигатель - будучи двигателем одноразового
включения он был неприменим для коррекций траектории полета. Появились, сложности и
с посадкой космонавтов в корабль: у „Союза" она осуществляется через боковой люк в
бытовом отсеке, после чего космонавты переходят в СА через люк в его вершине. У нового
аппарата бытового отсека не было, и люк СА получается прямо под двигателем САС.
Чтобы не удлинять обтекатель РН „Протон", из СА убрали дублирующую парашютную
систему, а освободившийся при этом люк использовали в качестве посадочного.
Корабль для облета Луны получил название „7К-Л1"; а весь проект „УР-500К-Л1". Корабль
„7К-Л1" имел массу 5,2-5,5 т,
блок „Д"
имеет массу 15 т и в нем находится 13,5 т топлива. Таким образом,
при стартовой массе около 20,5 т коэффициент заполнения топливом составлял 0,66, что несколько меньше,
чем в проекте „Союз" (таким образом, даже без расчетов видно, что „Союз" предназначался для облета Луны).
Первый облет Луны состоялся 18.09.68 г. после запуска 15.09.68 г. КА, получившего наименование
„Зонд-5".
В дневниках Н. Каманина утверждается: „В семи предыдущих пусках по программе облета Луны у нас
было мало успехов". Первым аппаратом, развившим вторую космическую скорость и имевшим массу 5017 кг,
был „Космос-146я (стартовал 10.03.67 г.), затем после годичного перерыва 2.03.68 г. стартовал „Зонд-4", который пролетел мимо Луны,
но к Земле не вернулся. Где-то здесь „прячутся" еще 5 аппаратов, часть из которых, видимо, вообще не вышли на орбиту,
а часть были названы „Космосами".
И в дальнейшем полеты проходили не очень удачно:
„Зонд-5" не смог осуществить управляемый спуск из-за отказа системы
астроориентации и спустился по баллистической траектории в Индийский океан;
„Зонд-6" успешно облетел Луну и, осуществив двойное погружение в атмосферу,
приземлился в заданной точке территории СССР, но разбился при посадке; чудом уцелели первые цветные
снимки Луны и Земли со стороны Луны;
„Зонд-7" нес в спускаемом аппарате манекен, полет прошел успешно, но при приземлении разгерметизировался СА.
Неудачи не позволяли осуществить пилотируемый полет, а к тому времени был потерян престиж, и отряд,
состоявший из 18 космонавтов, был расформирован;
„Зонд-8". Этот полет проходил уже только с целью отработки техники входа
КА в атмосферу со стороны северного полушария.
Таким образом, программа облет
Луны была прекращена, хотя она была в такой стадии, что сомневаться в успехе
пилотируемого полета, если бы такой состоялся, не приходится.
Как уже показано выше, есть много вопросов по испытаниям корабля „Зонд": когда
и сколько было неудачных запусков, каковы причины неудач и что предпринималось для их
устранения? Много интересного об особенностях конструкции „Зонда" могли бы вспомнить
те, кто проектировал, собирал и запускал ракету и аппарат, до сих пор никто не рассказал
об „облетном" отряде космонавтов, о подготовке экипажей.
Ученые, инженеры, рабочие, • космонавты вкладывали в эту программу свои
знания, талант и жизнь и не их вина, что все кончилось ничем. Справедливость
требует вернуть в историю нашего государства еще несколько страниц, и я
призываю всех, кто может помочь в этом, откликнуться.
на основе статьи в газете Пропеллер от 20 декабря 1991 г. №70-71 (3488-3489)
данный матерал размещён с согласия авторa..