"Буря" С.А.Лавочкина
Профессор В.С.Асланов, СГАУ
Сейчас не часто
испытываешь забытое нами чувство гордости за что-то отечественное. Но то,
что мы увидели и услышали просто потрясло, другого слова не подберешь.
Ежегодно в конце января специалисты по космической технике собираются в
Москве на Научные чтения по космонавтике. На сей раз темой пленарного заседания
и заседаний секции "История ракетно-космической техники" стала
межконтинентальная крылатая ракета "Буря" Семена Алексеевича
Лавочкина. В начале пятидесятых годов в Советском Союзе и Соединенных Штатах
Америки возникла потребность в межконтинентальных средствах доставки ядерного
оружия. Стратегические бомбардировщики Ту-95
(СССР) и Б-52 (США)
были к тому времени единственными носителями ядерного оружия. Практически
одновременно начались работы в двух ядерных державах по межконтинентальным
баллистическим и крылатым ракетам. В 1954 году руководством нашей страны
было принято решение о разработке двух типов межконтинентальных крылатых
ракет (МКР): тяжелой ракеты "Буран" (не следует путать с многоразовым
траспортным кораблем "Буран") и средней - "Бури". Первую
поручили ОКБ В.М.Мясищева, а вторую - ОКБ С.А.Лавочкина. Научно-исследовательские
работы по "Бури" выполнялись под руководством М.В.Келдыша в НИИ-1
(НИИТП). Работы по "Бурану" вскоре были прекращены.
В качестве
технических требований для "Бури" были приняты следующие: дальность
полета - 7500 км., высота полета - 20 км. и скорость, соответствующая числу
Маха - 3,2. Через три года после начала разработок в августе 1957 года
на космодроме Капустин Яр состоялся первый старт системы "Буря",
1 сентября 1957 года - второй, а последний восемнадцатый запуск был осуществлен
16 декабря 1960 года. На первых тринадцати пусках отрабатывался вертикальный
участок, а последние пять проходили по полной программе с горизонтальным
участком полета. На 14 запуске "Буря" пролетела 2 тысячи километров,
развернулась и пролетела еще 2 тысячи в обратном направлении. На 15 пуске
в феврале 1960 года была достигнута дальность 5,5 тысяч километров. 16
старт был неудачным, а на последнем и предпоследнем пусках достигнута дальность
6,5 километров, когда МКР покрывала расстояние от берегов Волги до Камчатки,
при этом отклонение от заданной траектории на превышало 4-7 километров.
Такие темпы разработки, создания и испытания столь сложного изделия вместе
со стартовой позицией и другими наземными службами сегодня кажутся
фантастическими. Работы по "Бури" были прекращены неожиданно в декабре
1960 года с формулировкой "Работы прекратить, материалы уничтожить".
О причинах такого решения можно только догадываться. Особенно "убивает"
вторая часть формулировки. К тому времени было готово к испытаниям 19 МКР.
Остается сказать, что "Буря" выпускалась у нас в городе, и, видимо,
все, что от нее осталось, так это крыло, которое хранится на кафедре КИПЛА
нашего университета.
Теперь о самой "Бури". Система состояла из трех элементов: маршевой ступени, собственно самой МКР, и двух ускорителей с четырехкамерными ЖРД. Старт - вертикальный, ускорители соединены с МКР по параллельной схеме и располагались как бы под крыльями, масса каждого ускорителя 33,5 тонны, масса МКР - 32 тонны, а масса всей системы 97 тонн. Суммарная тяга ускорителей - 136 тонн. Участникам конференции был показан фильм о подготовке и запуске "Бури". Старт очень напоминает старт американского "Шатла", только без топливного бака. Ускорители выводят маршевую ступень на высоту 20 километров и сообщают ей скорость поряд- ка трех тысяч километров в час, после чего на 180 секунде полета ускорители отделяются от маршевой ступени. Далее горизонтальный полет продолжается за счет прямоточного воздушно-реактивного двигателя РД12У, имеющего тягу на крейсерском режиме, равную 7750 килограмм. Геометрические характе- ристики МКР таковы: площадь крыла - 60 квадратных метров, размах крыла - 7 метров, длина фюзеляжа - 18 метров и диаметр фюзеляжа - 2,2 метра. Аэродинамическое качество равно 3. Планер крылатой ракеты был выполнен из титановых сплавов, передняя кромка крыла нагревалась до температуры 420 градусов по Цельсию. ПВРД размещался в круглом фюзеляже и имел носовой регулируемый воздухозаборник, расчитанный на скорости М=2,9-3,3. С.А.Лавочкин и его коллеги опровергли известный в авиационной технике постулат: "В новом изделии не должно быть слишком много новых научных и технических решений, иначе на их доводку уйдет так много времени, что эти решения устареют". МРК С.А.Лавочкина была революционна по назначению и большинству решений.
Не претендуя на полноту, назовем только некоторые из них. Начнем с прямоточного
двигателя большой тяги, которые до сих пор еще не созданы в мире. Далее
регулируемый сверхзвуковой воздухозаборник, автономная система астронавигации
И.М.Лисовича, совершенная система управления и выведения, новая аэро- динамическая
схема системы "МКР+ускорители", система расцепки с ускорителями
и сами ускорители, сложнейший стартовый комплекс. Наконец, использование
титановых сплавов, отработка технологии и производства. Все это позволило
создать межконтинентальную ракету с уникальными свойствами. Она была не
достижима ни по скорости, ни по высоте существующим в то время средствам
обороны. При этом следует учитывать, что все проблемы аэродинамики, механики,
баллистики, проектирования и технологии производство были решены без применения
ЭВМ. Интересен тот факт, что зенитную ракету, предназначен- ную для поражения
МКР типа "Буря", также разрабатывали в ОКБ С.А.Лавочкина. При
исследования такого феномена как "Буря" не следует забывать о
моральной, социльной и политической обстановке в нашей стране в пятидесятые
годы.
Вспоминает профессор В.А.Ярошевский, выпускник физтеха, в то время
молодой специалист ЦАГИ с полугодовым стажем: "Так напряженно работать
не приходилось больше никогда в жизни. На нас, рожившихся в тридцатые годы,
"давил" комплекс вины перед погибшими в Великой Отечественной
войне старшими братьями. Я занимался расчетами интерференции МРК с ускорителями
и продувками моделей в аэродинамических трубах. Всего продули 26 моделей,
пока не нашли совершенную аэродинамическую схему. Расчеты проводили в ручную
с помощью арифмометров десятки техников-расчетчиц и очень морально тяжело
было просить их пересчитывать, если находил ошибку в своих формулах. Ведь
это не часы на ЭВМ, а сутки тяжелой человеческой работы. На всех уровнях
отношения были очень простыми. Ко мне неоднократно приезжали и С.А.Лавочкин,
и М.В.Келдыш, интересовались результатми работы, что было в порядке вещей."
Многие научные открытия были совершены за шесть лет работы на "Бурей",
жаль, конечно, что многое открыли до нас, и жаль, что многое уничтожено.
на базе статьи опубликованнной в газете "Полёт".