AIM-54 Phoenix

Американская УР Хьюз AIM-54 является единственной ракетой класса воздух-воздух с дальностью действия более 100 км. Первоначально боевая роль системы оружия Томкет-Феникс в операциях завоевания превосходства в воздухе над морем состояла в защите соединений кораблей от истребителей и бомбардировщиков, однако система продемонстрировала и другие свои способности, в частности отражение атак нескольких высокоскоростных самолетов на больших высотах и крылатых ракет на малых высотах. В процессе испытаний ур в раздичных условиях, при наличии интенсивных помех была показана вероятность перехвата целей более 85%. Концепция ракеты Феникс возникла в 1960 г, а в декабре 1962 г фирма Huges , была выбрана ВМС США главным контрактантом по разработке ракеты и получила заказ стоимостью 200 млн. долларов. Вначале ракета разрабатывалась для самолета F-111B и первая фаза ее летных испытаний, начавшаяся в 1965 г проводилась с использованием этого самолета, а так же самолета Дуглас A-3A. Первый испытательный пуск УР Феникс в комплекте с системой управления оружием (СУО) AWG-9 состоялся в сентябре 1966 г и завершился удачным перехватом цели, а в марте 1969 г была продемонстрирована возможность одновременного перехвата двух целей двумя ур Феникс. Далее ракета и СУО были модифицированы в соответствии стребованиями из применения на новом истребителе Грумман F-14. На ракете был установлен новый двигатель и несколько уменьшена стартовая масса. В результате модификаций значительно уменьшилась и масса СУО AWG-9. В 1970 г фирма Хьюз получила контракт стоимостью 85 млн долларов на выпуск головной партии из 69 ракет, первая из которых была поставлена в феврале 1973 г. Крупносерийное производство началось в 1973 г. Ракета Феникс выполнена по нормальной аэродинамической схеме с крестообразным крылом и хвостовыми рулями. Корпус цилиндрической формы выполнен из алюминиевого сплава и имеет теплозащитное покрытие из материалов с фирменными обозначениями Armstrong Insulcork 2775 и Nomex Narmco. Носовой обтекатель оживальной формы закрывает антенну и оборудование наведения и выполнен из керамического материала, способного выдержать нагрев до 1500 градусов. На корпус ближе к хвостовой части, крестообразно установлены консоли крыла трапецевидной в плане формы с большой стреловидностью по передней кромке. Поверхности хвостовых рулей прямоугольной формы установлены в одних плоскостях с консолями крыла. Консоли крыла и хвостовые рули сьемные. Силовая установка ракеты представляет собой РДТТ Рокетдайн МК47. Камера сгорания двигателя соединена с соплом выхлопной трубой, вокруг которой размещено оборудование. Такая конструкция позволяет установить двигатель ближе к середине ракеты, что уменьшает смещение ее центра тяжести при выгорании топлива. Он обеспечивает достижение ракетой скорости, превышающей число М=5 на больших высотах, скорость ракеты на малых высотах значительно меньше. Боевая часть ракеты стержневого типа. Подрыв обеспечивается радиолокационным доплеровским или ИК взрывателями. При испытаниях взрыватели БЧ срабатывали в условиях наличия помех как на высотах около 24 км так и на высоте 15 м. Радиус поражения БЧ - около 8 м. На ракете применена комбинированная система наведения AN/DSQ-26. На начальном участке полета наведение обеспечивается автопилотом по заранее заданной программе, насреднем участке действует радиолокационная полуактивная система наведения, связанная с бортовым радиолокационным радиолокатором СУО AWG-9, на конечном участке полета (16-20км) включается радиолокационная ГСН.


this page is designed by Sergey V. Andreev 1998 © andreev_s@aport.ru