ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ РАКЕТЫ Р-7, ПОСЛУЖИВШЕЙ ОСНОВОЙ ОСВОЕНИЯ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА.

Д.И.Козлов

Доклад на конференции Королёвские чтения

(прочитал Г.Е.Фомин.)

...Борис Евссевич очень коротко, но емко охарактеризовал роль Д.И.Козлова, как и других королевцев, развивавших определенные направления ракетной техники и космонавтики. Я хотел бы еще, прежде чем прочитать доклад Д.И.Козлова, несколько слов добавить к тому, что было сказано о нем Борисом Евсеевичем. Д.И.Козлов действительно относится к той плеяде королевцев, которые имели отношение к ракетной технике с первых ее послевоенных дней становления этой отрасли в нашей стране. Он принимал непосредственное участие в получении трофейной техники непосредственно в Германии, в составе тех специалистов, из которых впоследствии вышли выдающиеся Главные и Генеральные конструкторы, крупные организаторы производства, видные военнонечальники Советской Армии. Далее Д.И.Козлов принимал непосредственное участие в разработках и создании первых отечественных баллистических ракет. А при создании легендарной "семерки" - первой межконтинентальной баллистической ракеты - он был уже ведущим конструктором. После успешных летных испытаний ракеты, созданой в ОКБ С.П.Королева, Д.И.Козлов направляется в Куйбышев для организации вначале серийного производства, а затем и конструкторского бюро. Ну и к настоящему времени это КБ, как уже было сказано в докладах Бориса Евсеевича и Юрия Александровича, выросло в Центральное специальное конструкторское бюро (ЦСКБ), которое является ведущим в нашей стране по разработке ракет-носителей среднего класса и космических аппаратов различного назначения, как для вклада в обороноспособность страны, для решения широкого круга народнохозяйствен ных задач, так и для научных и прикладных исследований. А теперь позвольте мне привести доклад Д.И.Козлова.

25 августа 1957 г. совершила первый успешный полет межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) P-7, разработанная коллективом ОКБ-1 под руководством Главного конструктора С.П.Королева. Выдающиеся организаторские способности, настойчивость и воля Сергея Павловича способствовали созданию мощной кооперации научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, обеспечивших проведение необходимых исследований и разработку систем, агрегатов и приборов нового по своей концепции изделия ракетной техники. Задуманная и эксплуатировавшаяся как боевая, ракета Р-7 (8К71) обладала энергетическими возможностями, позволяющими вывести в космос (на околоземную орбиту) полезную нагрузку значительной массы. Поэтому после успешных пусков 8К71 как баллистической, она была использована для запуска первых в мире искусственных спутников Земли. 4 октября 1957 г. В эфире прозвучали позывные 1-го спутника, началась космическая эра человечества. А сама ракета в литературе получила наименование "Спутник". МБР - это двухступенчатая ракета, выполненная по пакетной схеме с продольным делением ступеней. Двигательная установка (ДУ) ракеты разработана коллективом под руководством В.П.Глушко. Система управления (СУ) комбинированная, автономная с одновременным управлением дальностью и юоковой коррекцией по радио. СУ была разработана коллективом под руководством Н.А.Пилюгина, а аппаратура радиоуправления - М.С.Рязанского. Гироприборы для всех изделий разработаны коллективом под руководством В. .Кузнецова. Наземный стартовый комплекс разработан под руководством В.П.Бармина. Трудно было представить в те дни, что выбранные для МБР размерность, конструктивная пакетная схема, характеристики ДУ и топлива, построение систем управления и регулирования, способы и средства контроля, подвеска в стартовом устройстве настолько опережают свое время, и именно эта ракета станет базой для создания целого семейства носителей на многие десятилетия. Создание МБР дало мощнейший толчок созданию в стране но- вой отрасли, а именно- ракетной промышленности. В конце 1957 г. самолетостроительному заводу N1 - одному из лучших авиационных заводов нашей страны, крупнейшему авиамоторному заводу N24 в г. Куйбышеве было поручено изготовить ракеты и двигатели для них. Одновременно харьковский завод "Коммунар" посвящается серийному изготовлению систем управления для этих ракет. На завод N1 отправляется бригада из ОКБ С.П.Королева.

От себя скажу: эту бригаду возглавляет Д.И.Козлов - наш Генеральный конструктор

На заводе развернулась интенсивная работапо освоению новой для предприятия техники. Директор Литвинов, еще в годы войны ставивший на ноги эвакуированный завод, вместе с ведущими специалистами Голубевым, Фокиным, Комиссаровым, Савинковым, Проценко и многими другими, разработали план рекон- струкции завода, реорганизации производственной структуры и обучения кадров. За год, пока шло переоборудование цехов, специалисты завода - инженеры, технологи и производственники были направ- лены в Москву, в ОКБ-1. Конструкторы и проектанты приобрета- ли огромный опыт м знания, принимая участие в работе непосредственно ОКБ-1 под руководством ныне известных всему миру специалистов - Опарина, Бушуева, Нестеренко, Гриценко, Крюкова, Калашникова, Мишина, Охапкина, Рязанова, Росина, Цыби- на, Лаврова, Ласкина, Колядко, Шабалина, Осташева, Юрасова и многих других, прерчислить которых не представляется возможным. Коллектив ЦСКБ с глубочайшей благодарностью вспоминает ту работу инженеров ОКБ-1, то отношение, с которым они передавали специалистам куйбышевским свой опыт, знания, умение и школу. Освоение ракеты на заводе N1 проходило успешно, и уже 18 февраля 1959 г., т.е. через полтора года после принятия решения о производстве серийных ракет на куйбышевской земле, была с успешным результатом запущена первая серийная ракета со стартового устройства N1 полигона Тюратам (т.е. с космод- рома Байконур). Для непосредственного конструкторского сопровождения и модернизации изготавливаемых заводом ракет, на территории завода N1 С.П.Королев приказом по ОКБ-1 от 25 июля 1959 г. создал специальный конструкторский отдел с его дислокацией в Куйбышеве. Этот отдел и стал родоначальником будущего ЦСКБ. Изготовленные заводом N1 под непосредственным руковод- ством этого отдела серийные МБР поступили на вооружение вновь созданных Ракетных войск стратегического назначения. В 1960 г. на базе отдела ОКБ-1, расположенного в Куйбышеве был организован филиал N3 ОКБ-1. В течении 1958-1959 гг. ОКБ-1 провело модернизацию Р-7. Усовершенствованая ракета Р-7а получила индекс 8К74. Завод наладил производство модернизированного изделия в третьем квартале 1960 г., и эта ракета находилась в эксплуатации до 1976 г. На базе 8К71 в конце 1958 г. коллективом ОКБ-1 была создана 3-ступенчатая ракета-носитель (РН) "Восток". Первые две ступени этой ракеты изготовлялись на заводе "Прогресс", и они были примерно такими же, как у МБР. После изготовления они отправлялись в ОКБ-1, на завод N88, где они проходили доработку под установку 3-й ступени. 3-й ступенью был вновь разработанный и изготовлявшийся в ОКБ-1 блок "Е". В сентябре-октябре 1959 г. РН "Восток" были запущены объекты, ставшие первыми земными аппаратами, направленными к Луне. В печати они получили наименования "Луна-1, -2 и -3". 12 апреля 1961 г. РН "Восток" на орбиту искусственного спутника Земли был выведен первый в мире пилотируемый космический корабль "Восток" с первым космонавтом Земли, гражданином Советского Союза Ю.А.Гагариным. В 1958-1960 гг. коллективом ОКБ-1 уже на базе Р-7а была разработана РН "Молния", 4-ступенчатая с ракетными блоками "Л" и "И" в качестве 3-й ступени. Эта ракета предназнача- лась для несения космических аппаратов до Луны, планет Солнечной системы, а также спутников связи "Молния" на высокоэллиптические орбиты. За 1966-1967 гг. были выведены в сторону Луны и планет Солнечной системы автоматические межпланетные станции типа "Луна", "Венера", "Марс", и тем самым было положено начало планомерному изучению планет Солнечной системы и Луны. Филиалом N3 ОКБ-1 в 1966 г. в ходе работ по повышению летно-технических характеристик была проведена модернизация РН "Молния". Основные изменения заключались в изменении характеристик СУ, повышение энергетики ДУ первой ступени. Первый пуск модернизированного носителя "Молния-М" был осуществлен в 1966 г. с КА "Луна-9" - первым КА, совершившем мягкую посадку на Луну, с которого был впервые получены перспективные фотографии поверхности Луны. Впоследствии исследования Луны и планет при помощи РН "Молния-М" были продол- жены. В период с 1966 по 1972 гг. на траектории полета к Венере было запущено 5 АМС, однако основное количество запус- ков "Молнии-М" связано с выводом на орбиту ИСЗ спутника связи "Молния", а также ряда спутников по программам министерства обороны. С начала эксплуатации, т.е. с 1967 г. по настоящее время совершено 257 успешных пусков РН "Молния-М", и эксплуатация ее продолжается. Для ракетно-космических комплексов наблюдения, первые ИСЗ которых были разработаны в ОКБ-1, и о них здесь говори- лось тоже, на базе ракет "Восток" и Р-7а была разработана модернизированная 3-ступенчатая ракета "Восток-М". Ракета "Восток-М" разработана в ОКБ-1 уже при непосредственном участии специалистов филиала N3, а конструкторская документация полностью разработана в Куйбышеве. "Восток-М" стал первой космической ракетой, принятой на вооружение Советской Армии в составе комплекса видеонаблюдения, т.е. это комплекс "Восток-М" + "Зенит-2". Тут можно сказать, что именно этот комплекс ("Восток-М" + "Зенит-2") послужили основой для формирования космических войск и формирования специального направления в генштабе по целевому использованию космической информации в интересах обороны страны. В 1964 г. филиалу N3 ОКБ-1 было поручено провести модернизацию ракеты "Восток-М" в целях обеспечения запуска объек- тов типа метеор на высокие круговые орбиты с массой до 1200-1300 кг. Такая задача была выполнена. Первый запуск модернизированной ракеты "Восток-М" был произведен в январе 1965 г., и эксплуатация продолжалась до 1991 г. Всего было осуществлено 94 пуска ракет "Восток" и "Восток-М". Ракета "Восток-М" использовалась для запуска спутников "Метеор", "Метеор-2", "Метеор-Природа", "Ресурс-О", спутников в инте- ресах министерства обороны, а также для запуска двух индийских спутников "ИРС-1а", "ИРС-1б" и болгарского "Интеркосмос-Болгария-1500". Это была первая в СССР ракета, с помощью которой полезные нагрузки выводились на солнечно-синхронные орбиты, причем для этого было предложено и реализовано оригинальное решение запуска в южном направлениии с полигона Байконур с падением центрального блока в акваторию Индийского океана. Первой полностью самостоятельной разработкой филиала N3 ОКБ-1 была 3-ступенчатая ракета семейства "Союз", преднааз- наченная для выведения на низкую круговую орбиту космических аппаратов типа "Восход" и автоматических КА для наблюдения земной поверхности. Полное использование энергетических возможностей РН и дальнейшее совершенствование СУ двигателем позволило существенно увеличить ПН, выводимую на орбиту. Эта РН стала наиболее мощной в классе Р-7. На двух первых ступенях, выполненных по пакетной схеме, были установлены более мощные двигатели, разработанные в ОКБ В.П.Глушко. На 3-й ступени был применен двигатель разработки воронежского КБ, прототипом для которого послужил двигатель 3-й ступени РН "Молния". Эксплуатация РН "Союз" вот именно этой модификации началась с 1963 г. А уже в следующем году был произведен запуск в беспилотном варианте многоместного космического корабля серии "Восход". Этот полет позволил 13 октября 1964 г. осуществить запуск многоместного космического корабля "Восход" с космонавтами Комаровым, Феоктистовым и Егоровым. 18 марта 1965 г. этой же ракетой на орбиту был выведен пилотируемый космический корабль "Восход-2"с космонавтами Беляевым и Леоновым. В процессе этого полета Леоновым был осуществлен выход в открытый космос. Запуски автоматических КА военного назначяения также осуществлялись этим типом носителя. Всего же за период эксплуатации с 63-го по 67 гг.было произведено 285 успешных пусков ракеты "Союз" первой модификации. В филиале N3 ОКБ-1 были разработаны единичные модификации Р-7 для вывода на орбиту уникальныхполезных нагрузок. Среди них - двухступенчатый носитель, которым в ноябре 1963 г. был запущен первый маневрирующий спутник "Полет-1", созданный в КБ В.Н.Челомея, 3-ступенчатый носитель, которым был запущен второй спутник серии "Полет", 3-ступенчатый носитель с увеличенными габаритами головного обтекателя, с помощью которого на околоземную орбиту была выведена в экспериментальном варианте лунная кабина, разработанная в ОКБ-1 по программе Н1-Л3. Опыт создания РН "Союз" 1-й модификации был полностью учтен при разработке новых модификаций РН этого класса, по- лучивших общее наименование "Союз". Всего таких модификаций было 4, в настоящее время эксплуатируется две. 3-ступенчатая РН "Союз" была предназначена главным образом для выведе- ния на круговую орбиту пилотируемых космических кораблей типа "Союз", грузовых беспилотных кораблей "Прогресс" и КА серии "Космос", но в дальнейшем использовалась для запуска более широкого спектра КА. Эксплуатация РН "Союз" новой модификации началась в конце 1966 г. Носитель "Союз" вот этой модификации доставляет космонавтов на орбитальные станции типа "Салют" и "Мир". С 1978 г. по настоящее время выполнено большое количество полетов космических кораблей "Союз", запущеных при помощи этой ракеты, в том числе и со всеми международными экипажами, запуски которых производились в СССР и России. В 1992 г. этим же типом ракеты реализован космический перелет "Европа-Америка-500", посвященный 500-летию открытия Америки Христофором Колумбом. Всего с начала эксплуатации и по настоящее время проведено 755 успешных запусков ракет "Союз". Мы не остановились на достигнутом. В настоящее время ведутся работы по новым модификациям вот этой базовой ракеты. Целью модификации является дальнейшее увеличение энергетических характеристик, практически абсолютная унификация ракет для выполнения задач, которые ранее выполнялись ракетами "Восток", "Молния", и также позволит наряду с этим решать задачи, сегодня выполняемые такими РН, как "Циклон", "Космос" и некоторыми другими. Все комплектующие этой РН из- готовляются на российской территории, и энергетические возможности позволяют проводить запуски с российского космодрома Байконур.

Вот мне очень понравилась в докладе Бориса Евсеевича та оценка, которая была дана вопросам, связанным с доводкой. Действительно, все эти годы работы над усовершенствованиями, модификациями ракет Р-7 особое внимание уделялось обеспече- нию надежности ракетно-космической техники. На проектной стадии рассчитывались все возможные сочетания факторов, проводился анализ влияния отказа любого элемента , системы дублировались так, чтобы отказ одной из них не приводил к пол- ному отказу изделия. Для отдельных деталей проводилась всесторонняя проверка проектных решений. Опыт подтвердил возможности современных инженерных методов обеспечения высокой надежности, но вместе с тем 100% на- дежности добиться нельзя. Наиболее часто неожиданные отказы возникали из-за внесения отдельных, внешне малосущественных изменений в конструкцию и системы. У нас есть очень интересные примеры, когда казалось бы незначительные изменения приводили к аварийному исходу дела. Так например, при отделении боковых блоков от центрального происходит автоматическая расстыковка разъемов, соединяющих СУ центрального и бокового блоков, и механическое разделение. Вдруг, летом 1967 г. у нас подряд прошли два неприятных случая по ненормальному отделению боковых блоков. Причиной явилось то, что в какой-то момент времени были заменены провода в кабеле, соединяющем блоки, прочность кабеля увеличилась в несколько раз, поскольку там появилась центральная стальная жила. Очень часто при разделении бокового и центрального блоков замок не срабатывал, а рвался кабель. Этого никто не замечал, поскольку энергии бокового блока было достаточно, чтобы произошел рразрыв кабеля и "нормальное" разделение блоков. Стальные провода не рвались. Всего с 1957 г. запущено более 1500 Р-7 и Р-7а, более 97% - успешно. Трудно переоценить вклад "семерки", но еще труднее представить дар предвидения С.П.Королева, заложившего на многие десятилетия фундамент для отечественной космонавтики.


this page is designed by Sergey V. Andreev 1999 ©-2004© andreev_s@aport.ru