УСПЕШНЫЙ ЗАПУСК
Вестник ракетно-космического центра. Еженедельник ГНПРКЦ ЦСКБ-Прогресс N44 (5879) стр 2

19 октября текущего года с космодрома «Байконур» успешно стартовала ракета-носитель «Союз 2-1 А», которая вывела На орбиту КА «Метоп» Европейского космического агентства.
С просьбой рассказать о перипетиях этого важнейшего и такого непростого запуска корреспондент нашей газеты обратился к главному конструктору, начальнику отделения 1300, Валерию Алексеевичу Капитонову.

Данный запуск - большой успех нашего предприятия, и хотя формально это вторая ракета в программе летно-конструкторских испытаний, но именно с нее в полном виде началась реализация космической программы по тематике «Русь». Первый успешный пуск этот носитель совершил в 2004 году с космодрома «Плесецк».
Уникальность новой ракеты состоит в том, что в ней на всех 3-х ступенях установлен разгонный блок «Фрегат», новый головной обтекатель диаметром 4,11м. Такой обтекатель существенно расширяет возможности использования полезных нагрузок, так как дает значительно больший объем для размещения крупногабаритных полезных грузов. Примером такого груза и явился космический аппарат «Метоп».
Успешный запуск подтвердил правильность всех выбранных характеристик, показал работоспособность ракеты с новым обтекателем, устойчивый полет ракеты. Кроме того, если наПлесецке, ракета запускалась со старта, специально дооборудованного под «Русь», то на Байконуре был подготовлен так называемый унифицированный старт (с него можно пускать и старую ракету «Союз» и новую «Русь»). Этим запуском впервые была опробована новая трасса выведения: пустили аппарат на синхронно-солнечную орбиту. Такой трассы с Байконура никогда раньше не было. В полете ракета работала безупречно. Конечный параметр орбиты, на который был выведен разгонный блок «Фрегат», и все другие параметры соответствовали расчетам.
Конечно, работа, предшествующая запуску такого нового, уникального аппарата, была огромной, не обошлось без трудностей и проблемных ситуаций.
Во-первых, произвести запуск удалось только с пятой попытки. Первоначально планировалось запустить ракету в июле, но тогда три попытки оказались неудачными. Причины этих неудач руководством предприятия были предельно поняты. Это простые человеческие ошибки. Но, необходимо понимать, что система качества, хороший уровень организации для того и существуют, чтобы случайные ошибки, появившиеся в работе, уметь вовремя исправлять. С одной стороны, можно похвалить наземную систему управления зато, что не пустила в полет ракету с ошибками, но, с другой стороны, эти ошибки были выявлены только на самом последнем этапе - на старте, когда их нужно было обнаружить еще при расчетах, при проверке документации. В связи с неудачным запуском был разработан целый комплекс мероприятий для предотвращения таких ситуаций.
Так как ракету заправляли, а потом сливали горючее, то по технической документации необходимо было ее перебирать. Потому запуск и был перенесен на существенное время: с июля на октябрь. За этот период ракету привезли на предприятие, перебрали, заменили часть узлов и в обновленной комплектации отправили на космодром «Байконур». 30 сентября, когда практически все испытания на техническом корпусе были закончены и пришло время стыковать космическую головную, часть с ракетой-носителем, при погрузке произошло внештатное соударение космической головной части с ложементом транспортного вагона. Из-за имеющегося полого металлического кольца на головной части звук удара был очень сильный. Заказчик потребовал разобрать космическую головную часть, чтобы еще раз рассмотреть аппарат. Детальный анализ аппарата, разгонного блока «Фрегат», обтекателя показали, что все в норме.
Эта проверка привела к тому, что запуск был отложен еще на 10 дней и очередную попытку запуска осуществили только 17 октября. Но, к сожалению, и эта попытка не прошла: наземная автоматическая система управления отключила процесс предстартовой подготовки. Причина была найдена быстро и состояла в следующем. С нового унифицированного старта пускаются и старые ракеты, и новые. Для старых ракет один из разъемов наземной системы обязательно должен быть отключен, для новой ракеты отключение этой системы не было жестко записано в документации, и она оказалась подключена. Еще одна попытка запуска не состоялась из-за природных условий - ветровых нагрузок на высоте, так как через Байконур проходил шквальный фронт
19 октября пуск состоялся. Говоря об этом успехе, - нельзя не сказать о людях, задействованных в запуске: боевом расчете, бригаде контролеров «ЦСКБ-Прогресс», а также смежников, сотрудников Байконурского филиала, которые отрабатывали документацию, решали сложные задачи, самоотверженно трудились не считаясь со временем.

Подготовила Е.НУШТАЕВА


this page is assembled by Sergey V. Andreev 2006 andreev_s@aport.ru