Программа «Н-1»

данный материал был помещен на WWW.SAMARA.RU в разделе

"История Самарского космоса"

Разработка проекта

В конце 50-х годов вовсю шла подготовка к космическим полетам. Сергей Павлович Королев, понимая, что создание орбитальных станций и полеты к другим планетам немыслимы без увеличения массы космических аппаратов, выводимых на околоземную орбиту, начал разработку тяжелых и сверхтяжелых ракет-носителей (РН). 23 июля 1960 г. было принято решение где и кого? о начале разработки новой сверхтяжелой ракеты-носителя «Н-1» (11А52), способной выводить на низкую околоземную орбиту значительную полезную нагрузку (ПН).

На самом деле работы начались уже в 1959г.

Королев доказывал многочисленным экспертным комиссиям, что «Н-1» откроет перед отечественной космонавтикой новые широкие горизонты.

Вообще-то происходит защита проекта государственной комиссии

1 июня 1961 г. в ответ на разрабатываемую США программу высадки на Луну, в Советском Союзе приняли решение о разработке аналогичного проекта на базе создававшейся сверхтяжелой ракеты-носителя «Н-1». Судьбы «Н-1» и советской «лунной программы» оказались тесно связанными. Официально разработка сверхтяжелой ракеты-носителя «Н-1» началась после принятия 24 сентября 1962 г. постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР.

Проект «Н-1»

Проект «Н-1» предполагал создание ракеты-носителя в 2-х вариантах - 4-хступенчатом (для вывода грузов на околоземную орбиту), и 5-тиступенчатом - для полетов к планетам Солнечной системы.

Полный бред- вариантов всегда много, во всяком случае не два! Собственно их и не два и было.

Новая ракета позволила бы достичь первенства в начавшихся «лунной» и «марсианской» гонках с США; а также отладить процесс вывода на околоземную орбиту грузов с большими массами.

Ракета-носитель «Н-1»

Ракета-носитель «Н-1» была аналогична !!!!!БА!!!Приплыли! американской РН «Сатурн-5», созданной под руководством Вернера фон-Брауна (конструктора немецкой ракеты «ФАУ- 2»

если бы он её ещё и действительно сконструировал!!Ему было всего 27 когда ФАУ полетела, интересно

почему Фон Браун не смог сделать чего-либо удачного позже!). Разработку производило ОКБ-1, первоначально под руководством С.П. Королева.

Первоначально планировалось, что РН «Н-1» должна выводить на орбиту Земли 40-50 тонн.

Самый главный момент- все проектировочные расчеты можно сделать на пальцах! 40-50т и 75-95т- это очень грубая ошибка! Но это не ошибка! Королёв умел считать!!! Н-1 и не должна была выводить луннный корабль! Во всяком случае не такой!- всеь было ясно, что из-за оборудования наш корабль должен получиться тяжелее американского! Луна была ТРЕТЬЕЙ ЦЕЛЬЮ в списке ПН для Н-1!!!!!!

Но потом стало ясно, что такой нагрузки не хватит для полномасштабного полета на Луну, и к 3-му кварталу 1967 г. полезную нагрузку «Н-1» определили в 75-95 тонн (что, кстати, немного, учитывая, что американцы определили для «Сатурна-5» полезную нагрузку в 130 тонн).

Общая масса «Н-1» составляла 2 682 650 кг., длина - 76,6 м., а максимальный диаметр ступеней - 10 м.

Интересно, как тов.Алексушин собирается так точно заправить ракету? Кислород-то испаряется!

Диаметр, кстати не 10 а 14м! Да и длина не та.

Первая ступень носителя была оснащена 30 двигателями «НК-15» КБ Н.Д. Кузнецова, которые обеспечивали первоначальный подъем стартовой массы 3 000 тонн и должны были проработать 125 секунд. Большое число двигателей было необходимо из-за их не очень большой мощности и огромного стартового веса ракеты. Однако, это сильно усложняло автоматическую систему управления, требовавшую тщательных предстартовых проверок. - На Союзе, на 1 ступени- 28 камер и все работает!И нечего гадости писать про кузнецовские

двигатели- это самые совершенные ЖРД керосин/кислород и до сих пор.

Для ракеты-носителя были разработаны новые жидкостно-ракетные двигатели ЖРД: 40-тонный «Д-57» (КБ им. А.М. Люльки), «НК-15» и «НК-33» (КБ Н.Д. Кузнецова и Куйбышевского завода).

Первые полевые испытания ракеты-носителя «Н-1» начались в 1968 г. с космодрома Байконур. Всего было произведено четыре запуска РН «Н-1». К сожалению, все они оказались неудачными- это как сказать!.

Целью 1-го запуска ракеты, состоявшегося 21 февраля 1969 г., являлись испытания систем пятиступенчатого варианта «Н-1» в процессе вывода на лунную траекторию беспилотного корабля «7-К - Л-1С».

Ракета-носитель к первому запуску была установлена на стартовом столе ага, именно на столе!см энциклопедию Космонавтика

7 мая 1968 г. Полет планировался на сентябрь 1968 г. Однако, из-за повреждений кислородного бака первой ступени в июне «Н-1» пришлось вернуть в Монтажно-Испытательный Комплекс не

комплекс а корпус (МИК) космодрома. В середине января 1969 г. ракета была вновь установлена на старте и началась подготовка к ее февральскому запуску.

Запуск состоялся 21 февраля 1969 г. в 12 часов 18 минут московского времени. Через секунду после запуска 2 из 30 двигателей 1-й ступени отключились из-за сбоев системы управления. Ступень могла работать и при четырех отключенных двигателях, поэтому полет был продолжен. На 26-й секунде оба ранее отключившихся двигателя заработали снова. Приблизительно через 65 секунд полета мощность двигателей была доведена до максимума. На 69-й секунде полета из-за возникших высокочастотных резонансных колебаний произошло разрушение кислородного трубопровода 2-го двигателя. Система управления не успела отключить неисправный двигатель и возник пожар, повредивший другие двигатели и систему подачи топлива. Через 68,7 секунд полета автоматика отключила все двигатели, затем была введена команда на отделение космического корабля. После срабатывания системы аварийного спасения корабля и через 1,3 секунды после выключения двигателей ракета была взорвана. Спускаемый аппарат корабля «7-К - Л-1С» приземлился в 35 километрах от стартового комплекса, а обломки ракеты упали на расстоянии примерно 50 километров. Расследование показало, что вероятной причиной отказа системы управления стал ее перегрев.-полный бред!

Второй запуск «Н-1» преследовал те же цели, что и первый. Учитывая опыт 1-го запуска, были проведены некоторые модификации ракеты. Так, система управления была перенесена, а в схеме вентиляции двигательного отсека проделаны изменения.

Старт РН был дан 3 июля 1969 г. в 23 часа 18 минут. Через 0,25 секунды после отрыва «Н-1» от стартового стола в топливный насос 8-го двигателя 1-й ступени попал посторонний металлический предмет, вызвав его разрушение. Возник пожар, что привело к серии взрывов других двигателей и повреждению системы управления на 9-й секунде полета, когда ракета достигла высоты 200 метров. Как и в 1-м полете, была задействована система аварийного спасения корабля, и автоматика выключила двигатели. Накренившись на 45 градусов, полностью заправленная ракета через 18 секунд после запуска рухнула на свой стартовый комплекс, практически уничтожив его и повредив соседний, расположенный в 500 метрах. Спускаемый аппарат космического корабля благополучно приземлился в километре от пожара.

Третий старт ракеты-носителя «Н-1» состоялся только в 1971 г. Задержка была вызвана тем, что из-за взрыва потребовалось 2 года на восстановление стартового комплекса, хотя соседний комплекс восстановили уже к сентябрю 1969 г. - много времени заняли доработки самого носителя. Кроме того, стало ясно, что «лунная» гонка проиграна. Подготовленные для полетов экипажи были расформированы, основные силы советских КБ были использованы на реализации программы создания долговременных орбитальных станций. Тем не менее, планировалось все же провести пилотируемые полеты на Луну, возможно с большим, чем у американцев временем пребывания на лунной поверхности. Поэтому задачи третьего запуска были изменены - полезной нагрузкой ракеты стал беспилотный корабль «7-К - Л-1», которому после старта предстояло выйти на лунную траекторию. Первая ступень носителя подверглась значительной переработке. Она была снабжена дополнительными двигателями, предназначенными для увода ракеты от стартового комплекса в первые секунды полета. !!!!!!!!!Эти двигатели работали как обычные !!!авиационные, без использования окислителя. Интересно, почему их ( двигатели) никто не заметил кроме тов. Алексушина?.

Были приняты меры по предотвращению попадания посторонних предметов в топливные насосы. Изменилась форма и цвет хвостовой части. Она стала белой Ну блеск! самое главное- перекрасить зад!

двигатели, итп- это потом!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

, в отличие от серого цвета первых ступеней, использовавшихся ранее. Это было сделано для улучшения температурного режима. Вновь была переработана система вентиляции и охлаждения.

Третий раз запуск «Н-1» произошел 27 июня 1971 г. в 2 часа 15 минут. После взлета дополнительные двигатели осуществили предусмотренный программой горизонтальный увод ракеты от стартового стола, но при этом возникло ее вращение, с которым пыталась справиться система управления. На 51-й секунде полета стало ясно, что вращение погасить не удастся, началось разрушение конструкций попросту взрыв носителя и с земли пошла команда на подрыв ракеты. Претензий к работе двигателей не было. Работа системы аварийного спасения не планировалась. Стартовый комплекс не пострадал.

К четвертому запуску были вновь изменены цели полета. Полезной нагрузкой «Н-1» стал беспилотный корабль «7-К - ЛОК», который ракете предстояло вывести на окололунную орбиту. Подверглись модификации многие системы ракеты-носителя, включая управление дополнительными двигателями, использование которых привело к неконтролируемому вращению во время 3-го запуска. В результате уменьшился диаметр 1-й ступени и увеличилась масса всей ракеты.

Последний, четвертый старт «Н-1» был проведен 23 ноября 1972 г. в 9 часов 12 минут. Последний полет продолжался нормально 107 секунд. Но за 7 секунд до отделения 1-й ступени, для уменьшения ускорения по программе должны были выключить 6 из 30-ти двигателей. Из-за резкого прекращения подачи топлива произошел гидродинамический удар, повлекший разрыв трубопроводов, пожар и взрыв 4-го двигателя. Вновь, как и в первых двух полетах прошла команда на отключение двигателей и сработала система аварийного спасения корабля. После этого ракета была уничтожена по команде с Земли.

После четвертого неудачного старта на осень 1974 г. был запланирован пятый запуск, но он из-за закрытия программы уже не состоялся.

Основной причиной аварий стали проблемы с первой ступенью, на которой были установлены 30 двигателей.. В конечном счете не удалось создать надежную систему питания топливом и управления таким массивом. Из за спешки некоторые агрегаты ракеты так и не были испытаны во взаимодействии. Партия в 6 двигателей признавалась кондиционной, если проверку проходили 2 двигателя. Таким образом, из 30 двигателей 1-й ступени только 10 имели «добро» на применение.

Макет ракеты-носителя «Н-1» можно увидеть в музее Центрального дома Авиации и Космонавтики.

Ракета-носитель «Н-1М»

После смерти С.П. Королева ОКБ-1 возглавил В.П. Мишин. Он 28 мая 1969 г. подписал аванпроект ракетно-космической системы «Н-1М» -ну чего скромничать! не Мишин подписал а Алексушин!

Ни один человек, связанный с Н-1 не слышал названия Н-1М!

, в котором рассматривались пути модификации базового носителя для существенного расширения его возможностей. В частности, планировалось увеличить полезную нагрузку ракеты до 150 тонн. Но работы над модернизированным носителем так и не были завершены. Ну все happy end!!!конечно надо закончить на

том, что мол улучшили, но вот некие козлы не дали сделать!

Завершение программы

Ни одна из целей проекта так и не была достигнута полностью.

"Огласите весь список!"

Ракета «Н-1» не совершила ни одного успешного полета. Советский Союз проиграл «лунную» гонку, так как 21 июля 1969 г. Нил Армстронг и Эдвин Олдрин высадились на поверхность Луны, за ними последовали еще 5 успешных экспедиций, а к концу 1972 г. американцы уже начали сворачивать программу «Аполлон». Вопрос о пятом пуске ракеты вынесли на Политбюро, которое под председательством А. Гречко15 мая 1974 г. приняло решение о прекращении работ по лунной программе (в пользу программы долговременных орбитальных станций «Салют», предложеной Л.И. Брежневу академиком В.П. Мишиным). 19 мая того же года было принято решение и о прекращении пусков «Н-1».

Разработчики СССР так и не смогли «довести» ракету «Н-1». При анализе этой неудачи можно найти несколько причин провала программы «Н-1».

Взгляды главных конструкторов С.П. Королева и В.П. Глушко на перспективы ракетных двигателей оказались различными. Поэтому усилия их конструкторских бюро (КБ) оказались нескоординированными, работа велась по разным направлениям, что отчасти предопределило судьбу ракеты.

Одной из важнейших причин неудачи послужила кончина главного конструктора С.П. Королева в 1966 г.

Чепуха!Ракеты не делают в одиночку!

Сергей Павлович Королев предложил вообще отказаться от создания дорогостоящего наземного стенда для огневых испытаний первой ступени, исходя из того, что «пусть дороже, но выиграем время и производство будем отрабатывать». В результате каждый из 4-х запусков ракеты выявлял все новые недостатки 1-й ступени, которые можно было обнаружить еще на стенде.

Послесловие

В 1996 г. 2 самарских двигателя «НК-33» были отправлены в США для огневых испытаний на стендах компании «Aerojet». Это испытание прошло успешно и по контракту 30 августа 1996 г. в г. Сакраменто (столицу штата Калифорния) были доставлены 12 двигателей «НК-33» для разработки американцами ракеты-носителя нового поколения. Часть полученной прибыли пошла на доводку самарским АООТ «Двигатели НК» нового ТВВД «НК-93», предназначенного для оснащения гражданских лайнеров «Ил-96М» и «Ту-204-200».

Интересно, куда списать блок Д который благополучно долетал до наших дней в качестве верхней ступени

Протона (8К82К)? А корабль Союз, на базе ЛОК(7К-Л-1) Про скафандры уж вообще не говорю?А что осталось

от Сатурна, а?

Частям самой ракеты-носителя «повезло» куда меньше. Из сферических баков «Н-1» на Байконуре сделали беседки у солдатских казарм, бассейн у гостиницы и оригинальный навес над танцверандой.

28.1.1998

Автор : Глеб Владимирович Алексушин (университет Наяновой).- грустно!

Следует добавить что данный опус создан на базе статьи И.Афанасьева (ЦНИИМАШ) и А.Шлядинского(ЛМИ)

в Крыльях Родины, сослаться бы было не вредно.......