Р-9 (8K75)

R-9 ICBM

15 мая 1957 начались летные испытания, а 21 августа 1957 полетела первая советская МБР 8К71. Это дало повод для изрядной политической шумихи. Однако до созданния реального боевого оружия было ещё далеко. Практически же при первых успешных пусках 8К71, ГЧ разрушалась, не достигая поверхности Земли. "Напуганные" американцы успешно запустили первый Atlas-B 2 августа 1958 г, и только 28 числа 8-й экземпляр этой БР слетал по полной программе. Практически это была опытная ракета, составленная наполовину из макетных блоков.

Поскольку БР Atlas содержала, как казалось уж слишком много радикальных новшеств, ВВС решили подстраховаться и 27 октября 1955 г был подписан контракт с фирмой Glen Martin на разработку БР XSM-68, в дальнейшем- Titan-1. Вопреки написанному в отечественной литературе Atlas создавался именно американскими специалистами, под руководством К.Боссарта, а вот к Titan'у приложил руку фон Браун и его "команда".

На первый взгляд США на год отстали со своей первой МБР. С другой сторонны американцы делали именно боевую ракету, а Королёв стремился создать ракету-носитель. В результате СССР вынужден был догонять США начав работы по 8К75 (Р-9), 8К67 (Р-16), 8К713 (ГР-1), 8К84(УР-100) и УР- 200. Несоответствие 8К71 задаче создания "ракетного зонтика", а также выбор БР в качестве основного средства доставки ядерных зарядов объясняют (помимо субъективных причин) раширение фронта работ по БР за счёт создания новых КБ и переориентации ряда организаций МАПа. Первые стратегические ракеты ОКБ-1 Р-5 и Р-7 не могли обеспечить надежное решение всех проблем защиты из-за ма- лого их количества и, главное, из-за трудностей, связанных с вопросами скрытности, и большой продолжительностью подготовки их к запуску, что было связано с использовани- ем в качестве окислителя жидкого кислорода. История часто упоминает о разногласиях между Королевым и Глушко, между Челомеем и Янгелем . Королев предлагал боевую ракету на кислороде, Янгель же утверждал, что "мы загоним себя в тупик кислородом". Челомей с кислородом связываться тоже не хотел.

Использовав свое влияние на Хрущева, Челомей добился передачи ему нового проекта ракеты Янгеля. На базе этого проекта была создана УР-100. Пользуясь поддержкой Глушко, поощряемый высшими партийными руководителями Украины, и ЦК Украины, Янгель начинает работу над ракетой межконтинентальной дальности на долгохранимых компонентах топлива, получившей название Р-16.

В те годы Хрущева обвиняли в излишнем увлечении ракетами. Надо сказать, что он, действительно иногда перегибал палку, зажимая не только разработки новых самолетов, но и требуя ликвидации уже сосотоявших на вооружении. В основе его действий лежало не самодурство, тезвый расчет - стране два вида стратегических носителей ядерного оружия не поднять.

В соответсвии с постановлением правительства от 13 мая 1959 года в ОКБ-1 стала разрабатываться МБР Р-9А. В КБ В. П.Бармина были, разработаны наземная и шахтная ПУ. Двигатель первой ступени РД-111 разработали в КБ В.П.Глушко, двигатель второй ступени в КБ.А.Косберга, были подключены к работеконструкторские бюро Н.А.Пилюгина,.С.Рязанского, В.И.Кузнецова,.Ф. Богомолова.

БР Р-9А (8К-75) представляла собой двухступенчатую ракету с поперечным делением ступеней и отделяющейся головной частью ядерным зарядом. На ней была решена проблема запуска ЖРД, второй ступени в полете, когда еще не отключился двигатель первой ступени. Для того, чтобы ракета с криогенными компонентами могла длительное время находиться на дежурстве В.П.Мишиным была предложена оригинальная система непрерывной подпитки кислородом. Это дало Р-9 помимо обеспечения высоких энергетических характеристик двигателей, важное преемущество перед МБР других ОКБ- нетоксичность.

Летно-конструкторские испытания МБР Р-9А под руководсвом Королева начались за три дня до космического полета Ю.Гагарина. Во время испытаний ракета терпела аварии из-за взрывов ЖРД первой ступени, один раз причиной стала неудачная конструкция разъема, соединявшая кабели оборудования с ракетой. ЛКИ 8К-75 сначала занимались испытатели первого испытательного управления, позже испытания перенесли на семидесятую площадку полигона Байконур. ЛКИ завершились в феврале 1964 года. 21 июля 1965 года Р-9А была принята на вооружение и стояла на боевом дежурстве почти двадцать лет на Брянщине, Белоруссии, Плесецке. Производство Р-9 было организовано в Куйбышеве. На базе конструкции второй ступени Р-9А была создана третья ступень РН 8К78 "Молния" и "Восход". По результатам боевых стрельбищ ракета Р-9А признана одной из самых надежных и точных советских МБР. Её экземпляр в настоящее время можно увидеть у входа в музей Вооруженных сил в Москве. Существовало несколько вариантов Р-9, отличавшихся спо- собом базирования и головными частями. Кроме того, когда потребовалось отчитаться о создании новой БР увеличенной дальнности, в её роли выступила 8К75ПД, с которой сняли всё, что можно и пустили в Тихий океан "на страх империалистам". С межконтинентальной баллистической ракетой Р-9А связана трагическая страница истории Байконура - 24 октября 1963 года. На семидесятой площадке, где проходили комплексные испытания, произошла катастрофа, оборвавшая восемь человеческих жизней...



Андреев С.В. © 1997

"Солдат Отечества" 3.09.97