к.т.н. И. Е. Теличев, СГАУ, кафедра ЛА
доклад на Всероссийской конференции "Аэрокосмический комплекс в истории Отечества", Самара, 1999.
Возрастающая активность многих стран и консорциумов в околоземном космическом пространстве приводит к его интенсивному засорению объектами искусственного происхождения. Со времени запуска первого искусственного спутника Земли (ИСЗ) 4 октября 1957 года на околоземные орбиты было выведено более 19 тысяч объектов. Согласно ведущемуся в США каталогу Сети контроля космического пространства, в настоящее время на низких околоземных орбитах остается более 10 тысяч объектов, размеры которых достаточно велики, чтобы объекты можно было регистрировать и наблюдать. Из них лишь 5% являются функционирующими КА, а остальные представляют собой "орбитальный мусор". Частицы "орбитального мусора" называют техногенными частицами. По оценкам исследователей (РКА, NАSА, ЕSА) общая их масса уже превысила 3 тысячи тонн. Источниками образования "орбитального мусора" являются взрывы и столкновения искусственных объектов в космическом пространстве, отработанные разгонные блоки, прекратившие активное существование спутники и даже инструмент, случайно оставленный космонавтами на орбите. По оценкам специалистов на околоземных орбитах находится от 70 до 150 тысяч техногенных частиц размером от 1 до 10 см, и, по меньшей мере, около 2 тысяч техногенных частиц размером от 10 до 20 см. Увеличение габаритов космических аппаратов и сроков их активного существования на орбите является общей тенденцией в проектировании современных КА, что делает их более уязвимыми при высокоскоростном ударном воздействии техногенных и метеорных частиц. Повреждение обечайки герметичного блока космического аппарата вследствие такого воздействия может привести не только к потере герметичности, но и к катастрофическому разрушению силовой конструкции аппарата и отказу КА в целом. В этой связи особую актуальность приобретает разработка мероприятий, направленных на защиту проектируемых КА от воздействия частиц космического мусора. На кафедре летательных аппаратов СГАУ под руководством профессора Л.Г.Лукашева более 25 лет в лабораторных и полигонных условиях ведутся исследования по высокоскоростному соударению механических частиц с элементами конструкции КА. Создана уникальная экспериментальная база, позволяющая моделировать и исследовать воздействие частиц "орбитального" мусора на КА в широком диапазоне скоростей соударения. В результате многолетних исследований были выявлены новые эффекты, сопровождающие процесс высокоскоростного соударения, разработаны теоретические подходы к оценке живучести и остаточной прочности КА. Кафедра ЛА и ОПИЛ-17 давно приобрели хорошую репутацию среди российских специалистов по космической технике, однако, в последние пять лет к этому добавилась международная известность. Значимость полученных результатов стала особенно очевидной в связи с работами по созданию защиты для международной орбитальной станции. В 1994 году профессор Лукашев был приглашен в США для участия в Международном симпозиуме по гиперскоростному удару, который проводился под эгидой НУ18 - общества гиперскоростного удара. Это международное научное общество объединяет специалистов из стран, где на высоком уровне выполняются исследования быстропротекающих процессов. Симпозиум проводился на базе знаменитой Национальной Лос-Аламосской лаборатории. Л. Г. Лукашев представил доклад и статью для опубликования в "International Journal of Impact Engineering" (издательство Pergamon Press) - самом представительном издании в данной области науки. Л. Г. Лукашев был принят в члены общества гиперскоростного удара, а адрес кафедры ЛА и ОНИЛ-17 СГАУ был включен в базы данных многих зарубежных научно-исследовательских центров. Благодаря этому сотрудники кафедры и лаборатории получили возможность получать самую свежую информацию о научных изданиях, предстоящих конференциях, семинарах и симпозиумах. Следующий симпозиум по гиперскоростному удару состоялся через два года в Германии на базе института высокоскоростной динамики имени Эрнста Маха (г. Фрайбург). Для участия в симпозиуме были приглашены уже четыре сотрудника кафедры летательных аппаратов: Л.Г.Лукашев, А.Г.Прохоров , А.В.Кудяков и И.Е.Теличев. Ими были представлены два доклада и статья для опубликования в "International Journal of Impact Engineering". Представленные работы были встречены с большим интересом. Подтверждением этого интереса, а также высокого научного потенциала кафедры ЛА и ОНИЛ-17, может служить принятие пяти докладов для Второй Европейской конференции по космическому мусору. Эта конференция проводилась в марте 1997 года в Германии в Центре управления полетами Европейского космического агентства. Доклады сотрудников кафедры ЛА Л.Г.Лукашева, А.Г.Прохорова, В.М.Шахмистова, В.Т.Тимшина, В.И.Куренкова, А.С.Кучерова и И.Е.Теличева были представлены на конференции и опубликованы в сборнике трудов конференции, изданном Европейским космическим агентством в Голландии. Соавторами этих работ являлись Д.И.Козлов, В.Д.Козлов, В.Л.Балакин. Ни одна другая научно-исследовательская организация России не была представлена на этой конференции так широко, включая ЦНИИМАШ, МАИ, ИКИ и пр. Причем Первая Европейская конференция по космическому мусору, которая проводилась Европейским космическим агентством в 1993 году, также не обошлась без участия представителей кафедры летательных аппаратов СГАУ (В.М.Шахмистова в соавторстве с В.Л.Балакиным). В ноябре 1998 года в США в Центре имени Маршалла/НАСА состоялся очередной симпозиум по гиперскоростному удару, который подвел итоги работ по созданию защиты международной орбитальной станции от воздействия частиц космического мусора. На симпозиуме "традиционно" была представлена кафедра летательных аппаратов. Участие сотрудников кафедры в симпозиумах и конференциях финансировалось такими серьезными зарубежными организациями, как Европейское космическое агентство, Международное общество гиперскоростного удара. Исследовательская лаборатория армии США, Немецкое исследовательское общество. Институт имени Эрнста Маха. Все это красноречиво свидетельствует о глубоком интересе зарубежных коллег к работам, которые выполняются в Самарском государственном аэрокосмическом университете, и о высокой научной и практической ценности проводимых исследований.