Иван Дьяков - «Поверхность»

Хоть Самара не Лимож...

11 сентября «СИ» поместили на первой странице фотографию - анонс выставки «Поверхность». На ней представлены горячие эмали петербургского мастера Ивана Дьякова, выполненные по старинной лиможской (Франция) технологии. В Самаре работы такого рода ранее практически не выставлялись.

Дьякову чуть меньше тридцати. Родом он из уральского городка Чебаркуль. Отец - профессиональный художник. Сын пошел по его стопам. После окончания местной изостудии поступил в Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию.

Технологию изготовления горячих эмалей на меди придумали французы из Лиможа еще в средние века. Ее особенность в том, что разноцветные фрагменты, содержащие большой процент стекла, не смешиваются меж собой, будучи последовательно обжигаемыми в печи. Дьякову довелось побывать в Лиможе, воочию увидеть уникальные работы старых мастеров.

За несколько последних лет изготовил около двухсот работ. Формат его эмалей - от спичечного коробка до полуметровых. Техника - ювелирная, сюжеты - от реалистических до фольклорных, авангардистских.

В Питере около пятидесяти эмальеров. Работают они в основном на заграницу, так как эмаль - штука дорогостоящая, не каждому по карману. Дьяковские работы есть в США, Швейцарии, Швеции, Израиле. На Неве они выставлены в «Чайном домике» Летнего сада, галерее «Наследие», салонах. Порой молодой мастер выполняет частные заказы. Один особо отложился в памяти. Адмиральская дочь попросила изготовить к семидесятилетию отца - начальника музея «Авроры» - эмаль в форме иллюминатора с морским пейзажем. Старик был растроган подарком.

Художнику необычайно важно видеть свои творения на выставках. Дьяковские эмали демонстрировались в ЛОСХе на вернисаже в честь двухсотлетия со дня рождения Пушкина, выставке «Зверский авангард» в... зоопарке (патронировал ее, между прочим, Эрмитаж), в родном Чебаркуле и вот теперь в Самаре.

Несколько лет Дьяков трудился дворником: город давал служебное жилье и небольшие деньги, что крайне необходимо художнику, у которого жена-студентка и маленький сынишка. Жена его - Анна Векслер - еще учится в академии, занимается батиком - росписью по шелку и гобеленами. И у эмалей Ивана, и у батиков Анны фактура работ необычна. Именно поэтому они и назвали свою экспозицию «Поверхность», подчеркнув декоративную сторону своего творчества.

В Самаре супруги-художники встретили радушный прием. «Такое у нас впервые», - в один голос сказали они. Вот пусть Самара и останется у них в памяти как город, впервые наиболее полно представивший зрителям то, что сотворили молодые мастера - у муфельной печки один, у ткацкого станка - другая. Ну а нам, зрителям, останутся яркие впечатления от их работ.

Валерий ОСЕЧКИН


< назад