Беседы Христа о Хлебе Небесном - о таинстве Евхаристии.

 

Евхаристия - центральное таинство Церкви, поэтому в Евангелии этому выделено особое место. Все святые отцы непрестанно обращались к словам Христа о небесном Хлебе, о Хлебе жизни. Воскресший Христос всецело отдает Себя нам в таинстве Евхаристии, т.о. таинство представляет собой таинство воскресения. По выражению св. Игнатия Антиохийского, это таинство - "закваска бессмертия".

Христос - главное в Евангелии. Христос же есть "Хлеб Небесный", поэтому этот " Хлеб Жизни " - главное в Благовествовании.

О Евхаристии повествуют все четыре Евангелиста. Подробнее всех слова Христа об этом приводит Евангелист Иоанн. Три Евангелиста повествуют об установлении Евхаристии с дословной точностью. Важно отметить как же поняли и восприняли слова Спасителя апостолы, а потом их ученики. Господь постепенно готовит учеников к принятию таинства Тела и Крови. Сначала Он беседует со слушающими о хлебе, лишь потом преподаёт его.

Народ следует за Ним после умножения хлебов, но ищет не там. (В какой раз люди ищут не там и не Того.) Они думали, что Он в пустыне, т.к. Он не вошел в лодку, в которой ученики переправлялись на другую сторону моря.

Господь в очередной раз упрекает иудеев за то, что их интересуют лишь земные, чувственные, материальные предметы. Они ищут насыщения, а не спасения. Их заботит тело, а не дух. Их не зовёт вечность. Хлеба и зрелищ они ждут от Христа. За это упрекает их Спаситель: "Аминь аминь глаголю вам, ищете Мене… яко яли есте хлебы, и насытистеся". Ин. 6:26. Господь же призывает их к заботе о вечной жизни, о достижении Царства Небесного, а остальное приложится. "Старайтесь не о пище тленной, но пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий". Ин. 6:27. Христос говорит о пище, которая послужит достижению Царства Небесного. Достижению небесного послужит небесное, т.е. хлеб небесный. "Никто же взыде на небо, токмо Сшедый с небесе Сын Человеческий, Сый на небеси". Ин. 3:13. Христос, как сошедший и вознесшийся Начаток, распространит благодать по всему Телу, т.е. члены также смогут взойти на небо. Хлеб небесный возводит нас к небесам.

Этот хлеб "даст вам Сын Человеческий; ибо на Нём положил печать Свою Отец, Бог". Печать - есть удостоверение. Положенная на Христа печать (знамений и чудес от) Отца есть свидетельство о том, что Он есть Сын Божий, и что только Он может творить такие чудеса, и только Он может дать такой хлеб жизни, так как Он Сам есть жизнь.

Иудеи после упрёка их, спрашивают как же им надо поступать? В ответ звучит, что единственное необходимое богоугодное дело веровать в Того, Кого послал Бог. Без веры во Христа невозможно угодить Богу. Вера иудеев была построена только на чудесах и не была прочной. Они ждут новых чудес им мало сотворённых знамений. Их вера ненадежная. Они требуют от Христа знамения типа манны, ссылаясь на Писание : "Хлеб с неба дал им есть". Им нужен чувственный хлеб, питающий лишь плоть. Мессия нужен им для того, чтобы есть, пить, править миром, освободить от Рима.

Господь говорит им о том, что Он пришёл дать им нечто более значимое, чем манна. Иисус Христос раскрывает учение о Себе, как о "хлебе жизни", говоря, что этот Хлеб - Он сам и "приходящий к Нему не будет алкать и верующий в Него не будет жаждать никогда" Ин. 6:35. Как такое чудо возможно с хлебом? Св. Григорий Нисский наметил подходы к этой проблеме, указав на то, что как тело Слова питалось хлебом [хлеб становился телом], так и хлеб может, и становится телом. Этот обоженный хлеб в меньшей степени поглощается нами, нежели поглощает нас. "Евхаристия преображает верных в себя саму", - говорит св. Максим Исповедник.

Как другие отцы и учители Церкви понимали Евхаристию? Как сказанное Христом в Своей беседе отозвалось в их словах и сердцах?[4,292] Св. Кирилл Иерусалим. (поучен. Тайновод. 1,7)"Хлеб и вино Евхаристии, прежде святого призывания поклоняемой Троицы, были простым хлебом и вином; но по совершении же призывания хлеб становится телом Христовым, а вино - кровью Христовой". Блаж. Августин: "Телом и кровью мы называли собственно то, что, будучи заимствованно от плодов земли и освящено таинственной молитвой, благочестиво приемлем ко спасению душ в Господня за нас страдания".(de Trinit. 3,4,10 PL) [4,293] Св. И. Златоуст (Бесед. На 1 Кор. 24:2) "Что такое хлеб? - Тело Христово. А чем становится причащающийся? - Телом Христовым". Св. И. Дамаскин "Очищаясь через это, мы соединяемся с Телом Господа и Духом Его и делаемся Телом Христовым…вступаем во общение со Христом и принимаем участие в Его как Плоти, так и Божестве". [5,223-225]

Евхаристия образует Церковь в народе идущем к Царству и питает его "манной" - манной вечности. Через Евхаристию мы становимся членами Тела Христова, Церковью. Евхаристия есть основание Церкви. Спасение возможно только в Церкви, поэтому без Евхаристии нет спасения.

Само существование Церкви евхаристично. Через Литургию община интегрирована в Тело Христово. Тело неотделимо от Главы, поэтому мы подлежим воскресению, как и Глава. "Единство [Тела и Главы, Церкви и Христа]осуществляется благодаря пище, которую Он дал нам, желая явить Свою любовь к нам, примешав Свое Тело к нашему подобно закваске, чтобы мы стали с Ним одним существом так же, как тело составляет одно существо с главой". ( И. Златоуст на Иоанна, омилия 46,3)

Через причащение, согласно Писанию, толпа людей претворяется в членов Церкви, в Тело Христово. Мы становимся "единокровными и сотелесными" Христу, будучи единосущными Ему по человечеству и причастными по Божеству. Литургия обновляет и укрепляет онтологическое единство всего народа Божия. Этот единый Богочеловеческий организм существует вне тотальной зависимости от пространства и времени. В этом основание соборности, кафоличности Церкви. "Когда Господь назвал Своим Телом хлеб, состоящий из множества собранных вместе зерен, Он указал тем самым на единство нашего народа. Когда Он назвал Своей Кровью вино, выжатое из множества гроздей и составивших единое питие, Он указал на то, что наше стадо состоит из множества собранных воедино овец". (cв. Киприан Карфагенский)[2,113]

Теснейшее и неразрывное единение происходит не только в народе Божием, но это единение осуществляется и с Богом. По Киприану Карфагенскому "мы усматриваем в воде образ народа, в вине - крови Христовой. Следовательно, когда вода в чаше смешивается с вином, это означает смешение народа со Христом. Смешение сонма верующих с Тем, в Кого они веруют. Смешение это ,соединение вина и воды в чаше Господней, нерасторжимо. Так и Церковь, т.е. церковный народ, верно и твердоотстаивающий веру, никогда не сможет быть отделена от Христа, но пребудет прилепленной к Нему любовью, воделывающей из двух одно". (письмо 63,13)[6,672]

Литургия объединяет людей и ангелов, горнее и дольнее, живых и мертвых. Нет разделения. "Единомыслием исповемы Отца и Сына и Св. Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную". "Единеми усты и единем сердцем славити и воспевати Пречестное и Великолепое Имя Твое".

Единая, святая, соборная, апостольская Церковь. Она является таковой лишь через Литургию. Мы все объеденены единым Богом, едиными таинствами, единой верой, единой иерархией. "Каждый из нас в отдельности и все вместе объединены в одной вере во Иисуса Христа…чтобы согласно повиноваться епископу и пресвитерам, преломляя единый хлеб, который есть врачевство бессмертия, средство избавления от смерти и обретения вечно жизни во Иисусе Христе". [2,115] (св. Игнатий Антиохийский посл к Ефес.)

Иудеи не верят Христу. "Я сказал вам, что вы и видели Меня, и не веруете". Ин. 6:36. Несмотря на сопротивление иудеев, идущих против рожна, все чему надлежит свершится будет. "Всё что даёт Мне Отец [Христос исполняет и исполнит волю Пославшего] ко Мне придёт". Ин. 6:37. Ничто и никто не помешает исполнению воли Отца Небесного. Все ищущие Царства придут ко Христу и через Него (" приходящего коМне не изгоню вон" Ин. 6:37) станут наследниками Царства Вечного и будут воскрешены и сподобятся жизни вечной. Воля же Отца во Христе - спасти род Адама. "Воля же пославшего Меня есть та, чтобы из того,что Он Мне дал ничего не погубить, но все то воскресить в последний день. Воля пославшего Меня та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день". Ин. 6:39.

Иудеи возроптали, они недоумевают, соблазняются (skandalizei) за то, что Он сказал: "Я есмь хлеб сшедший с небес". Они соблазняются, думая что, что знают происхождение Христа. На это Христос говорит: "Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня". Ин. 6:44. Эти иудеи не находятся в числе избранных, точнее они сами извергают себя из их числа. Они не привлечены благодатью, точнее они её отвергли, не откликнулись на неё. Весь Ветхий Завет очевидно и ясно свидетельствует о Христе. Не принять, не узнать, отвергнуть Христа можно было только сознательно противясь Богу, отвергая Закон и Пророки. Они открыто противятся Истине, что по учению свв. Отцов является хулой на Св. Духа, т.е. непростительным грехом, ибо противящиеся сами отрезают себе путь к покаянию. Без благодати невозможно уверовать во Христа.

Главный предмет Писания и Предания - Христос. Христос не приносит новое учение или мораль. Он приносит Себя. Его свидетельство - свидетельство о Себе. Христос говорит не о некоторой абстрактной истине, Он возвещает: "Я есмь Истина". Он не рассказывает о хлебе, Он указует его: "Я есмь хлеб жизни". 6:35(48) "Я хлеб живой". 6:51. Манна была бездушным хлебом. Этот же хлеб живой, с душой, ибо у Христа человеческое тело, душа, дух, поэтому христиане служат литургию на квасном хлебе (artoV), "живом", "дышащем" поднимающемся хлебе. Ветхозаветная Пасха была совершаема на опресноках (azumon). Опреснок не поднимался, не дышал. Мертвый хлеб. Это же хлеб нового таинства, таинства жизни новый, живой.

Хлеб, сшедший с небес, Сам Господь Иисус Христос. Что же есть этот хлеб, раскрывает Сам Господь: "Хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я дам за жизнь мира". 6:51 Эти слова относятся к Голгофской жертве, крестной жертве во искупление человечества.

Пасхальный агнец Ветхого Завета был лишь прообразом истинного Агнца, вземлющего грехи мира. Агнец исхода спас жизни первенцам в Египте. Христос - Агнец Божий спас жизнь человечества. Его жертва универсальна. Промыслительно Господь совершает Пасхальную Вечерю с учениками заранее, вечером 12 авива (нисана). Евреям разрешалось начинать праздновать 12/13 авива, ибо левиты не успевали заклать агнцев для всех еврейских семей, поэтому начинали на день раньше. Агнец Божий был принесен в жертву на Голгофе именно в то время (пятница, вечер 13 авива, под субботу 14 авива, под Пасху), когда жертвовали агнцев в Храме. Пророчество исполнено. Время прообразов проходит. Агнец принесен.

Ветхозаветная трапеза заменена новой - Евхаристией. Мы вкушаем Агнца. В таинстве Евхаристии мы причащаемся Его Плоти и Крови. Говоря "Его Тело", мы исповедуем, что это то же самое тело исторического Иисуса, Который родился от Девы, принял распятие, воскрес, вознесся…Это тело страдавшее на кресте, ибо хлеб преломлен и кровь излита.

Как Ветхий, так и Новый Завет заключен в крови. "И взял Моисей крови, и окропил народ: вот кровь завета, которой заключил Господь с вами о всех словах сих". Исх. 24:8. "И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из неё все; ибо сие есть Кровь Моя Нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов". Мф. 26:27-28.

Иудеи понявшие правильно, т.е. буквально, а не символически, приходят в недоумение. Как Он может дать есть Свою Плоть? Христос не останавливает их. Не говорит: "Понимайте аллегорически, символически! " Нет. Он свидетельствует против недоумения иудеев и современных нам протестантов отрицающих апостольское понимание таинства и его необходимость. Слова Христа звучат так: "Истинно истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого [протестанты отрицают, что в чаше истинная Плоть] и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни". Т.о. по слову Христа(!) протестанты не "имеют в себе жизни".

Мы же не сомневаемся в том, что сказано Господом. "Сам Христос объявил о хлебе: Сие есть Тело Мое. Кто же отныне дерзнет сомневаться в этом? Когда Сам Он решительно утверждает: Сие есть Кровь Моя, кто усомнится и скажет, что это не Его Кровь?" (св. Кирилл Иерусал.) [2,106]

В этой беседе Господь раскрывает сотериологическое значение этого таинства. "В домостроительстве благодати Он [Христос] даёт Себя как семя всем верующим: в этой плоти, состоящей из хлеба и вина, Он смешивается с их телами, чтобы позволить человеку, благодаря соединению с бессмертным телом, причаститься состояния более не ведающему тления". Св. Григорий Нисский. "Евхаристический [хлеб] состоит издвух частей - земной и небесной, - так и наши тела, учавствующие в Евхаристии, более не подвластны тлению, т.к. хранят надежду на воскресение". (Св. Ириней Лионский) [2,108] Если всё это лишь символы, отражения, тени, то и спасение - мечта. Протестанты отрицают сотериологическую необходимость Св. Причастия. Они пишут следующее: "Не заблуждайтесь и не думайте, что жизнь вечную можно приобрести через вкушение хлеба и вина на Вечере Господней! Слова "ядущий", "есть", "пища" в Ев. от Иоанна просто изображают веру, принимающего ГИХриста как личного Спасителя. Уверовавшему в Господа Христа…надлежит постоянно участвовать [пить и есть необязательно?] в Вечере Господней…но не для получения спасения [!], а … во исполнении заповеди Господней". [1,171] Так зачем же пустой жест, пустое слово, пустой обряд, пустая заповедь? Если заповедь не влияет на спасение, мол она "не для получения спасения", то зачем она? Они не знают. Они не знают зачем Христос установил столь странное таинство Своей Крови [1,172]. Но раз повелено, они изображают обряд. Обряд, смысл которого им не ясен и забыт ими, они слепо повторяют из верности традиции и для защиты от укоров. Хлебопреломление совершается ими без веры в его действительность. Но "всё, что не по вере, грех" (Рим. 14:23). Их хлебопреломление становится причащением во осуждение. [1,172] "Ибо, кто ест и пьёт недостойно, тот ест и пьёт осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем". (1 Кор. 11:29). Протестантов можно сравнить [1,172]с человеком, который "пытается помочь" умирающему от жажды, рассказывая о воде, вместо того, чтобы дать воду. Он уходит, так и не дав воды. Разве умирающему достаточно "хороших новостей" о воде? Хочется самой воды? Но этой воды у "помогающего" нет. Эти еретики пьют "символ воды", дают людям "воспоминания о воде", "информацию о воде". Они считают, что вода - это слова Христа. Эти слова они и пересказывают. Только непонятно, почему же человек еще хочет пить? "Помогающий" может процитировать Экмана У. [1,172]:"Единственное, что может спасти человека - Евангелие, радостная весть о спасении через Иисуса Христа…Задача Церкви - проповедь Евангелия, слышание которого открывает людям путь ко спасению.

Человек не может утолить жажду информацией о воде, он не может питаться символом хлеба, вспоминая о трапезе, ему нужен хлеб. Спасает не "весть о спасении", не "информация", а реальная благодать Христова. Надо дать человеку реальную жизнь Богом и в Боге. Мало символа жизни, нужна жизнь. Чтобы жить, надо освободиться от смерти. Нужно лекарство от смерти. Лекарством от смерти может только Бессмертие. Бессмертие имеет только Бог.

Искупление, спасение коснется причастных Его честной Крови, подобно как кровь ветхозаветныого агнца спасла жизни в Египте. Это таинство дает возможность не умереть. После Воскресения человечество Бога объемлет мир и преображает его. Второе Лицо Прсв. Троицы воипостазирует человечество. Нашей конечности позволено войти в Бесконечного, чтобы наша смертность была побеждена Бессмертным. Для нас Евхаристия - путь к бессмертию и Бессмертному. "Он есть хлеб жизни. Вкушающий жизнь не может умереть", - как сказал св. Амвросий Медиоланский. [2,105] В Евхаристии нам подается необходимое для спасения. Это источник бессмертия. "Тело Христово приимите, источника бессмертия вкусите", - поет хор и народ во время причащения.

Для нас это Божественные, Святые, Пречистые, Бессмертные,Небесные, Животворящие, Страшные Христовы Тайны. Нельзя стать бессмертным не будучи причастным (буквально, онтологически) к Бессмертному через Бессмертные Христовы тайны. Недостаточно только читать Евангелие, веровать во Христа, надо жить Христом и во Христе, быть с Ним единым. Плоть от Плоти, кровь от Крови.

Без Причастия нет спасения. Сам Господь говорит о необходимости есть Хлеб Небесный: "Истинно истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день". Его Плоть есть истинная пища, её прообразом было "дерево жизни посреди рая" ( Быт. 2:9, Откр. 2:7) Прародители, питаясь от него, могли бы жить вечно, если бы не согрешили. Дело, конечно, не в каких-то сверхъестественных свойствах дерева, поддерживала их жизнь благодать Божия. Так же и эта пища, питающийся ей не умрет. "Ибо Плоть Моя есть пища и Кровь истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий жить будет Мною". (Ин. 6:55-57).

Слова, сказанные Христом, кажутся некоторым странными. Они не могут их слышать. Это соблазняет их. Соблазнятся они и тогда, когда увидят Христа распятого, "Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде".

Они соблазняются потому, что их понимание по плоти, чувственно. Христос же ведёт их к духовному пониманию. "Дух животворит, плоть не пользует ни мало: слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь". Ин. 6:63. "Плоть не пользует ни мало" - это Он сказал не о Своей Плоти, а о тех, кто понимал Его слова по плоти, а не духовно, буквальными, а не внутренними очами, как толкует это св. И. Златоуст. Иначе в словах Христа будет противоречие, а во Христе нет противоречия.

"Но есть из вас некоторые неверующие" 6:64, ибо трудно без содействия благодати Божией веровать в Господа, пришедшего в "зраке раба". Христос - камень преткновения. Принять Христа или отвергнуть? Поверить Ему или нет? Иуда (который символизирует иудеев, Иудею) отверг, предал Христа.

Учение о Евхаристии всегда будет пробным камнем веры. Без принятия в должном виде Евхаристии и учения о Евхаристии, невозможно принять Христа, принесшего это таинство Своей Плоти и Крови. Без этого невозможно следовать за Христом, быть Его учеником, сонаследником. Без благодати этого таинства, без помощи Божией у человека нет сил исполнить заповеди, ибо "что невозможно человеку, возможно Богу".

Ежедневно мы молимся в "Отче наш": " Хлеб наш насущый [точнее, "надсущный", ton arton hmwn ton epiousin doV hmin shmeron даждь нам днесь". Этот хлеб - сверхсущностный "panem supersubstantialem", хлеб грядущего. Евхаристия - таинство будущего века, ведущее нас к вечности, ко Христу.

 

Использованная литература

  1. Кураев Андрей, диакон. Протестантам о Православии. М. Изд. Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 1997
  2. Клеман Оливье. Истоки. (Богословие отцов Древней Церкви. Тексты и комментарии) перевод с франц. М. Центр по изучению религий. Издательское предприятие "Путь". 1994.
  3. Аверкий, архиеп. Четвероевангелие. Руководство к изучению Св. Писания Нового Завета. СПб. "Сатисъ" 1995.
  4. Макарий, архиеп. Православно-догматическое богословие. т. 2. М. Свято-Троицкий Ново Голутвин монастырь. 1993 [1868]
  5. Иоанн Дамаскин, св. Точное изложение Првославной веры. М. "Лодья" 1998
  6. Киприан Карфагенский, св. Творения. Библиотека отцов и учителей Церкви. Т. 6 М. "Паломник" 1999.