Жизнь, посвящённая космосу

Л.ИЛЬИНА, Поиск N26(949) 29сентября 1999

- Дмитрий Ильич, более 40 лет Вы живете и работаете в Самаре. Все это время мы знаем Вас как Главного конструктора, крупного организатора ракетно-космической отрасли, руководителя большого масштаба. Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов, касающихся начала Вашего жизненного пути, выбора профессии, семейной жизни и другие.

- Пожалуйста.

-Дмитрий Ильич, Вы родились в городе Тихорецке - важном железнодорожном узле на Северном Кавказе. Ваш отец работал плотником на железной дороге. Почему Вы после окончания школы выбрали Ленинградский военно-механический институт?

- Вообще-то я мечтал быть моряком, поэтому после окончания 9-го класса подался в Ленинградское высшее мореходное инженерное училище им. Ф.Э.Дзержинского. Сдал экзамены, но по здоровью (у меня начала развиваться близорукость) меня не приняли. Страшно переживал, бродил по городу и изучал таблички на зданиях учебных заведений. На одном прочитал - Ленинградский военно-механический институт. Стал узнавать, кого готовят, чему учат - вроде бы понравилось. На следующий год, закончив 10-й класс, приехал снова в Ленинград и поступил в ЛВМИ

- С пятого курса института Вы добровольцем ушли на фронт. Участвовали в боях на Ленинградском и Волховском фронтах в составе 2-й ударной армии, стали помощником командира разведвзвода. Кто обучал Вас ?

- Война.

- После окончания института Вы сразу попали в ОКБ Королева? Как состоялась первая встреча у Вас с этим легендарным человеком?

- После окончания института нас направили на 4-месячные курсы по изучению "новой техники", открывшиеся при институте, на них я изучал ракетодинамику, баллистику, систему управления. Назначение получил № 88 им. М.И. Калинина, * где главным конструктором был Костин, тогда еще КБ Королева не было. Потом вышло постановление правительства отправить техническую комиссию в Германию, в Тюрингию. Там по кусочкам и остаткам докумен В августе 1946 года приказом Министра вооружений Д.Ф.Устинова в составе НИИ-88 было созздано специальное конструкторское бюро (СКВ), в котором начальником отдела и главным конструктором был назначен Сергей Павлович Королёв. Когда он стал набирать себе кадры, обратил внимание на меня и пригласил работать. Так я в Германии, в Тюрингии встретился с Королёвым. По возвращении из Германии работал инженером - конструктором, старшим инженером, начальником группы, начальником сектора в отделе №3 СКВ НИИ-88.

- Дмитрий Ильич, на предприятии многие помнят Зою Васильевну - Вашу супругу. Где Вы познакомились? Где родились Ваши дети?

- В сентябре 1944 года после третьего ранения был демобилизован, вернулся в институт, который был эвакуирован из Ленинграда в город Пермь. Там училась и Зоя Васильевна, здесь мы познакомились и пожени лись. Сын Володя родился в 1947 году в Грозном- в то время там жили мои родители. Дочь Оля родилась в 1952 году в Подлипках. У меня два внука, три внучки и правнучка.

- Дмитрий Ильич, у Вас столько наград, регалий и званий, что может сложиться впечатление, что Ваш путь был усыпан розами. А ведь были неудачи и аварии. Скажите, Вам лично доставалось за них?

- А как же! Путь от замысла до запуска изделия в серию достаточно тяжелый. Много было за эти годы аварий, опасных аварий тоже было достаточно, особенно при разработке "Янтаря-2К". По административной линии у меня были взыскания и выговоры.

- Дмитрий Ильич, когда предприятие отмечало 40-летие, с молодежью встречался Ярослав Голованов, он сказал, что у нас в КБ, пожалуй, больше, чем в других космических фирмах, сохранился и поддерживается "королёвский дух". Скажите, в чём он заключается, по Вашему мнению?

- "Королевский дух" -это не останавливаться на достигнутом, страстность в работе, постоянное движение вперед в развитии новой ракетно-космической техники. И очень высокое чувство ответственности.

- Первые пять лет Вы были в Куйбышеве как бы в командировке. Скажите, кому и как удалось "уговорить" Вас остаться здесь навсегда?

- Все это время я возражал, не хотел покидать Подлипки и расставаться с ОКБ-1, но меня уговорил Сергей Павлович Королев.

- Какие годы из 40 лет, отданных ЦСКБ, были самыми интересными?

- Когда только начали осваивать на "Прогрессе" ракету Р-7. Время подготовки производства на заводе №1. Еще в апреле 1958 года здесь собирали бомбардировщики Ту-16, а уже в декабре были собраны две ракеты. Первая ракета совершила успешный полёт 17 февраля 1959 года. С конца года началось освоение ракеты Р-7А, а со второй половины 1960 года- Р-9А. Трудное, но интересное было время.

- Когда было труднее всего?

- Когда перешли на самостоятельную разработку объекта "Яннтарь-2К". До этого мы занимались модернизацией ракет и изделий, разработанных у Королева. А здесь приступили впервые к самостоятельной разрабо полной мере ощутили на себе, как тяжело дается рождение нового детища.

- Дмитрий Ильич, Вы работали с огромным количеством смежников, встречались с большими руководителями. Кто для Вас был авторитетом? Какие качества Вы цените в людях, работающих на космос?

- Для меня большим авторитетом всегда служили главные конструкторы, входившие в Совет главных конструкторов: С.П. Королев, В.П.Глушко, Н.И.Пилюгин, М.С. Рязанский, В. И. Кузнецов, В.П. Бармин. Совет нигде не значился, не утверждался никакими приказами или постановлениями. Но его решения имели огромную силу. А Сергей Павлович был признанным руководителем Совета, обладал огромным авторитетом и способностями доводить принимаемые Советом решения до логического завершения. Это все высоко порядочные люди, с очень высоким чувством ответственности.


this page is designed by Sergey V. Andreev 1999 © andreev@lib1.ssau.ru