Четверг, 2 января, был первым рабочим днем нового, 1958 года – тогда, сорок пять лет назад, праздничных дней в календаре насчитывалось немного, и присоединять к ним выходной день (тогда он был единственный – воскресенье) было не принято. Почтальоны разносили в своих огромных черных сумках, оттягивавших плечо, толстенные пачки поздравительных открыток. Едва ли не на каждой из них, кроме елок, Деда Мороза и снежинок, красовались главные "герои" ушедшего года – кругленький шарик первого искусственного спутника Земли и усеченный конус второго. И, доставая из почтовых ящиков пахнувшие морозом и свежестью новогодние послания от друзей и родных, тысячи куйбышевцев еще не знали, что рукотворные звездочки, красующиеся на открытках, изменят жизнь многих и многих из них, что изменят они и судьбу нашего города.
2 января 1958 года было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР №2-1сс/ОВ, в котором Куйбышевскому Государственному авиационному заводу №1 Минавиапрома предписывалось, не прекращая выпуска самолетов, реконструировать производство и освоить выпуск межконтинентальной баллистической ракеты Р7 (8К71) с выпуском трех летных изделий в четвертом квартале 1958 года. И это означало, что город Куйбышев, один из ведущих советских авиастроительных центров, обретал новую судьбу, космическую.
Впрочем, тогда и космическую историю, и космическую отрасль еще предстояло создавать.
Авиационный завод №1 имени И.В. Сталина был не первым, куда С.П. Королев передал опытные разработки своего КБ для промышленного освоения.
Ракету Р1 сначала делали на Опытном заводе НИИ-88 в Калининграде (Королеве), потом на заводе №586 в Днепропетровске. В июне 1953 года там же начали серийное производство баллистической ракеты Р2, а с 1956 года – ракеты Р5.
Но хотя все советские ракеты, серийное производство которых началось раньше или одновременно с Р7, различались по своим возможностям и задачам, объединяло их главное – они были только и исключительно боевыми ракетами. Кроме того, ни одна из них не могла поразить цель на территории главного противника, США. Ни одна из этих ракет, кроме Р7, не могла доставить на заокеанский континент атомную бомбу.
А в тогдашней ракетно-ядерной гонке двух ведущих держав первенство определялось месяцами, иногда неделями.
Сергей АНДРЕЕВ, инженер кафедры летательных аппаратов СГАУ:
– В 1947 году советские ученые и конструкторы впервые всерьез задумались о создании многоступенчатых ракет большой дальности. Сотрудник одного из основоположников отечественной космонавтики М.К. Тихонравова И. Яцунский подготовил расчет конструктивно-баллистических характеристик "пакетных схем". Летом 1949 года эти расчеты легли на стол к С.П. Королеву.
Главный конструктор заинтересовался ими и решил перепроверить. В 1951 г. по заданию ОКБ в Математическом институте АН СССР под руководством М.В. Келдыша была выполнена работа "Баллистические возможности составных ракет", в которой подтвердили возможность достижения дальностей 3000-10000 км. Пакетная компоновка оказалась более многообещающей для новой мощной ракеты по сравнению с другими схемами.
Эскизное проектирование первой отечественной межконтинентальной баллистической ракеты Р7 практически было начато в 1953 году.
Какие были исходные задачи для "семерки"? Дальность полета должна была быть таковой, чтобы можно было поразить вероятного противника, который находится на другой половине земного шара. Полезная нагрузка – конечно, атомная бомба. Поскольку "головы" для Р7 на тот момент еще не существовало, разработчики могли только прикинуть массу на основе тех ориентировочных данных, которые предоставляли сотрудники И.В. Курчатова.
Многоступенчатость ракеты на тот момент не была чем-то новым. Однако Р7 состояла не просто из разделяющихся частей, а имела несколько весьма крупных блоков, соединенных параллельно. Такого тогда еще никто не делал.
Было рассмотрено до полусотни вариантов компоновки. В канун завершения эскизного проекта ядерщики преподнесли неприятный сюрприз – по их расчетам, масса боеголовки получалась около 5 тонн – на 2 тонны больше, чем было заложено в эскизном проекте. Ракету в самые сжатые сроки "перевязали", но одновременно ядерщики все-таки сделали облегченную боеголовку. В итоге конструкция ракеты получила избыточность. Это заложило фундамент будущих космических достижений советской страны.
20 мая 1954 г. вышло Постановление ЦК и Совмина СССР (N 956-408) "О создании ракеты под полезную нагрузку 5,5 т, с дальностью не менее 8000 км".
Работы по первым МБР в СССР и США шли почти параллельно. В 1953 году командование ВВС США наконец осознало необходимость разработки МБР. К декабрю 1954 года определилась общая компоновка изделия. Из многочисленных предложений остановились на двухступенчатом варианте. 26 января 1955 года руководство ВВС США выпустило директиву об ускорении работ по созданию ракеты "Atlas". Трудно отделаться от впечатления, что их заставляла спешить информация об Р7.
В Советском Союзе формирование первого соединения межконтинентальных баллистических ракет (оно называлось "Ангара") началось 11 января 1957 года – на четыре месяца раньше, чем состоялся первый старт новой ракеты.
Летные испытания Р7 начались 15 мая 1957 года. Первый пуск был неудачным. Ракета пролетела около 400 км и погибла в результате пожара. Успешным посчитали четвертый пуск, который состоялся 21 августа 1957 года. По его поводу в сообщении ТАСС говорилось: "На днях осуществлен запуск сверхдальней межконтинентальной многоступенчатой баллистической ракеты. Испытания ракеты прошли успешно. Пройдя за короткое время огромное расстояние, ракета попала в заданный район".
Однако ожидаемой реакции за рубежом не последовало. ЦРУ объявило это сообщение "красной пропагандой". В конце августа советское руководство на специальном совещании решало, что делать дальше. Для того чтобы дать понять американцам, что в случае их нападения СССР уже в состоянии нанести ответный удар по территории США, С.П.Королев предложил изготовить и запустить простейший искусственный спутник Земли. И 4 октября 1957 года баллистическая ракета Р7 предстала в новом качестве – как ракета-носитель. Был получен огромнейший политический эффект всемирного значения.
Американская баллистическая ракета "Atlas" после одиннадцати неудачных стартов впервые успешно полетела 17 декабря 1958 года.
Попытка американцев вывести на орбиту свой первый спутник "Explorer-1" – он был размером с апельсин – 6 декабря 1957 года, закончилась неудачей. Ракета-носитель "Avangard TV-3" взорвалась на старте. "Explorer-1" был выведен на орбиту 31 января 1958 года.
В принципе можно считать, что МБР Р7 успешно выполнила то, для чего в итоге предназначено оружие, а именно – для решения политических задач. В данном случае для усиления позиций в мировой политике Советскому Союзу не потребовалось развязывание вооруженного конфликта в условиях превосходства вероятного противника по числу ядерных зарядов и средств доставки. По сути, результат был достигнут за счет демонстрации возможностей системы вооружения и удачного представления их мировой общественности.
В сентябре 1958 года на научно-исследовательском полигоне №5 Министерства обороны в Тюратаме (будущий космодром Байконур) состоялся показ ракетной техники членам ЦК КПСС и правительства. Во время разбора показа Н.С. Хрущев произнес знаменательную фразу, сказав, что ракеты могут и должны стать грозным оружием и надежным щитом Родины. Тем самым он на долгие годы определил магистральный путь развития стратегических ракетных и ядерных сил СССР.
Потом Н.С. Хрущева обвиняли в том, что он "разогнал авиацию и распилил флот". Но, скорее всего, в основе его действий лежал не волюнтаризм, а трезвый расчет – стране два вида стратегических носителей ядерного оружия не поднять. Не имея возможности на равных соревноваться с американцами в строительстве тяжелых самолетов, СССР отдал предпочтение ракетам, меньше уделяя внимания авиации и большим надводным кораблям Военно-морского флота.
На открытии Внеочередного ХХI съезда КПСС 27 января 1959 года Н.С. Хрущев сказал: "Организовано серийное производство межконтинентальных баллистических ракет". Сегодня мы знаем – советский лидер говорил о тех ракетах, производство которых уже было организовано в нашем городе, на Безымянке.
Запуск первой серийной ракеты Р7, которая вышла из цехов куйбышевского завода №1, был осуществлен 17 февраля 1959 г. Первые 40 серийных ракет стали основой ракетных войск стратегического назначения. На вооружении в стратегической авиации США находилось более 2000 бомбардировщиков. По оценкам американских аналитиков, выходило, что достаточно 150 советских межконтинентальных ракет, чтобы уничтожить всю стратегическую авиацию США.
1 сентября 1959 года стратегическому командованию был передан первый комплекс баллистических ракет "Atlas". Они были поставлены на боевое дежурство в сентябре 1960 года, а всего до 30 марта 1961 года были развернуты четыре эскадрильи, на вооружении которых имелось 30 ракет. Однако развертывание американцами стартовых комплексов МБР "Atlas" не оказало на СССР и мировое сообщество заметного влияния, по сравнению с Р7.
В докладе Д.И. Козлова "История создания и развития ракеты Р7, послужившей основной для освоения космического пространства", прочитанного на Королевских чтениях, говорилось: "Трудно было представить в те дни сорок лет назад, что выбранные для МБР размерность, конструктивная пакетная схема, характеристики двигательной установки и топлива, построение систем управления и регулирования, способы и средства контроля, подвеска в стартовом устройстве настолько опережают свое время, что именно эта ракета станет базой для создания целого семейства носителей на многие десятилетия. В дальнейшем, проводя многолетнюю работу над усовершенствованиями, модификациями ракет Р7, мы особое внимание
уделяли обеспечению надежности ракетно-космической техники".
Этот вклад коллектива ракетно-космического центра "ЦСКБ-Прогресс" в развитие отечественной и мировой космонавтики трудно переоценить. За сорок пять лет существования космической отрасли на волжской земле было создано более 17 модификаций ракеты-носителя Р7, которые предназначались для самых различных программ – военных и гражданских, для выведения космических аппаратов на околоземную орбиту и для первых межпланетных непилотируемых полетов. И среди этих модификаций – самая известная, самая главная ракета ХХ века, ракета-носитель "Союз".
БЕЗЫМЯНСКАЯ "ЛАСТОЧКА"
Как путник пред дорогой дальней
На старте, всем ветрам открыта,
Над степью "ласточка" стояла,
Вся устремленная к зениту.
Она сомнения и заботы
Оставит нам, земным, не в счет.
И лишь останется "ворота"
Открыть ей стартовым ключом.
И в нужный час, минуту ровноv
Команда кратка и проста.
Звучит: "Минутная готовность!"
И вслед за нею: "Ключ на старт!"
И оператор, парень русский,
Подтянутый и молодой,
Вставляет "Управленье пуском",
В пульте, в ответное гнездо.
И точку чтоб затем поставить,
Задачу выполнить сполна,
Он повернет тот ключ направо,
И выполнит: "Ключ на дренаж!"
И, приняв данную команду,
Паров осядут облака,
Чтобы проверить, что как надо
В ответ закрылись все ДК.*
И, как короткое прощанье,
Пока не грянул старта гром,
Звучит команда "Зажиганье!"
И вслед за ней сигнал: "Подъем!"
И цепь земного притяженья
Ракета, словно нитку, рвет,
Над стартом виснет на мгновенье -
И устремляется в полет!
И ферм ладони раскрывая,
Дарил им стартовый салют,
Всем этим "ласточкиным стаям"
Простой и неказистый ключ:
Г.П. Сошнин,
инженер-испытатель
* ДК - дренажные клапаны
В Звездном городке считается, что "ласточкой" ракету-носитель Р7 назвал один из первых наших космонавтов, Павел Романович Попович. Возможно, куйбышевские ракетостроители возразят: "Нет, "ласточкой" "семерку" назвали мы", – и расскажут, как и когда это случилось. Что же, сегодня, когда от многих событий, ставших судьбоносными для нашей страны, города Куйбышева-Самары и безымянских предприятий, нас отделяют десятилетия, реальные факты иногда кажутся легендами, и наоборот – легенды приобретают черты подлинного события, более того – "подправляют" или даже затмевают его. Но сейчас, из другого века и другого тысячелетия, особенно очевидно, насколько безгранично надо было любить свое космическое дело, чтобы в первых баллистических ракетах, таких непохожих на сегодняшние "Союзы", увидеть контуры стремительной изящной птицы!
Все серийные ракеты, производство которых началось раньше или одновременно с Р7, различались по своим возможностям и задачам, но объединяло их главное – они были только и исключительно боевыми ракетами. На куйбышевском заводе впервые начиналось промышленное производство КОСМИЧЕСКОЙ ракеты! И здесь совершенно иным было все – и размеры машины, и требования к качеству сборки, и предполагаемые объемы производства.
Длина двухступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты Р7 была 33 метра, максимальная масса – 278 тонны, то есть почти в 10 раз больше, чем у Р5. Максимальная дальность стрельбы была определена в 8000 тысяч километров – в 6,5 раза дальше, чем у "пятерки". На несколько месяцев позже в Куйбышеве начинают собирать вторую модификацию, Р7А со следующими характеристиками: длина – 31,4 метра, максимальная стартовая масса – 277 тонн, максимальная дальность стрельбы – 12000 километров.
Прежде чем правительство приняло окончательное решение, специальные комиссии посещали несколько городов, рассматривали разные варианты возможного размещения нового производства. Для сборки такой крупной ракеты, как "семерка", требовались большие производственные корпуса. Чтобы возвести их на новом месте, требовались время, хотя бы два-три года, и немалые затраты. А С.П. Королев испытывал жесточайший дефицит времени: "изделия" требовалось передавать на вооружение как можно скорее. А потому под новую ракету Р7 быстрее и дешевле было перепрофилировать какое-то уже работающее предприятие.
Куйбышевский завод располагался впритык к железнодорожной магистрали Москва-Средняя Азия. Кроме того, совсем рядом – через три трамвайные остановки – находился завод им. Фрунзе, там уже делали ракетные двигатели для королевских ракет. И – уникальная ситуация! – отделенный забором от завода №1, располагался такой же авиационный завод-близнец, №18. Заглядывая вперед: если с серийной сборкой ракеты все пойдет хорошо, то новое космическое производство без особых затрат легко расширялось на новую, уже готовую производственную площадку. Через несколько лет именно так и получилось – второй завод, сохранивший свою авиационную тематику, был подключен к работам по лунной программе.
Сейчас, с расстояния почти полувека, когда ракеты-носители "Союз" – один из российских высокотехнологичных товаров, которые находят спрос на мировом рынке, особенно очевидно, насколько безошибочен был выбор С.П. Королева. Но, наверное, именно этим и отличается ГЕНЕРАЛЬНЫЙ конструктор даже от самого ГЕНИАЛЬНОГО конструктора – тем, что, принимая решение, он учитывает гораздо большее число факторов, которые и определяют в конечном итоге счастливую или неудачную судьбу того или иного изделия.
Конечно, в те годы, когда решалось, где будут делать серийную "семерку", и представить было невозможно, что наступит такое время, когда ракеты и спутники для государственных программ предприятия станут делать в долг, на банковские кредиты, а космические услуги станут предметом экспорта. Однако главный показатель конкурентоспособности нынешней ракеты-носителя "Союз" – сочетание цены и качества – то есть те критерии, по которым зарубежные покупатели оценивают носители различных фирм, заложены были на самых ранних этапах подготовки к серийному производству Р7.
Однако на Волге поначалу не слишком обрадовались новому производству.
В конце пятидесятых годов Куйбышевская область находилась на подъеме. За ней прочно держалась слава второго Баку – сибирские нефтяные месторождения тогда еще не были открыты. И именно нефтяники, что называется, задавали тон в производстве, науке, соцкультбыте. На память о нефтяной мощи у города осталась первая очередь набережной. Осязаемые контуры принимало строительство нефтепровода "Дружба" – нефтяная река потекла из Куйбышевской области и Татарии в социалистические страны Европы. Это был первый опыт масштабной транспортировки отечественного сырья за рубеж. Был построен нефтеперерабатывающий комбинат в молодом городе Новокуйбышевске.
В 1956 году дала ток самая мощная тогда в мире гидростанция в Жигулях. Восходила звезда нового центра химической промышленности – Ставрополя-на-Волге. Проверенный многотысячный коллектив Куйбышевгидростроя приступил к возведению предприятий большой химии: огромные просторы распаханной целины в казахстанских степях требовали соответствующего количества химических удобрений. Примерно в те же годы появился популярный лозунг, откорректировавший знаменитые ленинские слова в духе времени: "Социализм есть советская власть плюс электрификация всей страны плюс химизация сельского хозяйства".
Многие заводы, эвакуированные в Куйбышев во время войны, укоренились на волжской земле – и это дало второе дыхание предприятиям с дореволюционной и довоенной биографией – заводу им. Масленникова, КАТЭКу:
Безымянский промышленный узел изначально был ориентирован на комплексное решение задач самолетостроения – моторы, сборка, аэродромное оборудование. Эта схема была в целом выдержана в годы войны. А в послевоенное время авиастроительная отрасль стала ведущим градообразующим фактором: к середине пятидесятых годов начал давать алюминиевый прокат завод "Металлург", росла сеть научно-исследовательских институтов, обслуживающих потребности авиастроителей.
За заслуги в развитии сельского хозяйства область была награждена орденом Ленина. Один за другим куйбышевские партийные и советские руководители уходили на работу в различные московские высокие инстанции – вплоть до Совета Министров и ЦК КПСС.
Словом, и без нового масштабного производства дела шли неплохо. Руководителям области хватало и забот, и славы.
Кроме того, начало ракетно-космического комплекса в Куйбышеве совпало с масштабной организационно-хозяйственной реформой – в Советском Союзе были образованы территориальные управляющие органы, совнархозы. 29 июня 1957 года был создан Средневолжский совет народного хозяйства. Это означало, что традиционные отраслевые министерские вертикали подвергались существенной корректировке. А новые, территориальные управленческие механизмы еще только отлаживались. Областные управленцы, сменившие привычные кресла в своих областях и республиках, обживали новые кабинеты и пытались сформулировать, что такое совнархоз, в чем состоят новые цели и задачи, как и чем теперь управлять.
Нужно ли было в такой ситуации местным руководителям новое, масштабное, сложное и сверхответственное производство? Ведь сроков по началу серийного выпуска межконтинентальных баллистических ракет никто, разумеется, отменять бы не стал.