Триумф и загадки "засекреченного ракетчика " Челомея

(Второй..?.. )

Андреев С.В.Самарский Государственный аэрокосмический университет им. С.П. Королева.

30 июня 1999 исполнилось 85 лет со дня рождения Владимира Николаевича Челомея. В истории отечественной ракетной техники трудо найти столь же противоречивую личность. Детство Челомея прошло в Полтаве. В 12 лет он попал в Киев, где увлекся техникой, особенно автомобилями. После семилетки закончил автомобильный техникум. И в 1932 году стал студентом Киевского политехнического института. Там же, но на восемь лет раньше учился Сергей Королев. Уже на втором курсе Челомей опубликовал научную статью в сборнике трудов института. В 22 года вышла его первая книга "Векторное исчисление". Кандидатскую диссертацию он защищает сразу после окончания института в 1939 году. В 1940 году учреждаются 50 Сталинских стипендий для особо выдающихся молодых ученых, работающих над докторскими диссертациями, и Челомей получает одну из них. К началу лета 1941 года Челомей вступает в Коммунисти- ческую партию, защищает докторскую диссертацию. 17 сентября 1944 года Челомей получил часть КБ только что умершего Николая Николаевича Поликарпова и получил задание скопировать Фау-1. В конце 1944 года Челомей воспроизвел двигатель Фау-1. К середине 1945 года уже существовал советский "самолет-снаряд" 10-Х. Массовые характеристики получились хуже, чем у немецкого аналога, но система управления полу- чилась более совершеннной. Однако ракета все равно была "сырой". Челомей возился с 10-Х восемь лет, она прошла испытания и была принята на вооружение лишь в 1953 году, когда уже устарела. Потерпев явную неудачу Челомей был "съеден" Микояном и остался без КБ. "Всплыть" удалось предложив ряд оригинальных идей по крылатым ракетам для флота. Так появились ракеты П-5, П-5 Д, П-6, П-7. Отличительной особенностью их являлось раскрывающееся в полете крыло. Они долгое время стояли на вооружении как надводных кораблей, так и в основнном, подводных лодок. В 1958 году к Челомею в КБ прищел С.Н. Хрущев. В том же году Владимир Николаевич стал членом-корреспондентом Академии наук СССР. В 1959 году Челомей -Генеральный конструктор. Тогда же он получил Золотую Звезду Героя Социалистического Труда. В 1962 году Челомей - академик, в 63-м - дважды Герой. На первый взгдяд Челомей пытался работать в разных об- ластях ракетной техники: крылатые ракеты для подводных лодок, ракеты-носители (8К82, УР-200), баллистические ракеты, антиракеты, космические станции, спутники-перехватчики и пилотируемые корабли. Он разрабатывал "свою" прграмму полета человека на Луну. Для этого проектировалась гигантская ракета УР-700. Дело зашло так далеко, что для ее транспортировки на Байконуре уже сделали насыпь под дорогу. От берега Сырдарьи- до старта. Начали разметку канала для баржи с ракетой... Справедливости ради надо заметить, что не все приписываемое Челомею действительно его. Так известная ракета-носитель "Протон" создавалась сотрудниками ОКБ-23 (В.М.Мясищева), переданного Челомею. Остается лишь предполагать, как бы развивалась наша космонавтика получив РН созданную Мясищевым, Ильюшиным и Сухим и крылатый космический корабль опять же ОКБ-23. Волевым решением Н.С. Хрущева Челомею передали проект новой ракеты М.К.Янгеля, впоследствии известной как 8К84 или УР-100. Не без участия Челомея не получил развития пилотируемый корабль конструкции Д.И.Козлова. С другой стороны до сих пор не оценены усилия Челомея по созданию экономически рентабельного многоразового корабля. Его ЛКС был готов в металле раньше американского Шаттла. Годовщина рождения Челомея еще один повод попытаться разобраться как в судьбе этого несомненно выдающегося ученого, так и в истории создания отечественной ракетно-космической техники.


на базе одноимённой статьи в газете "Солдат отечества"


this page is designed by Sergey V. Andreev 1998 © andreev@lib1.ssau.ru