Юрий Гагарин. Дорога в космос.

Сразу оговорюсь: Юрий Алексеевич никакого отношения не имеет ко всем этим красивостям и неточностям. Но, к сожалению, книга, написанная за него по канонам того времени, ничего общего не имеет с реальной картиной Первого дня космической эры человечества (по определению тех лет). И, поскольку свои первые послеполетные дни Космонавт-Один провел в Куйбышеве (Самаре), и еще живы очевидцы, можно восстановить, как же все это было на самом деле. "Маленький домик на берегу Волги" в неназванном городе, куда Космонавта-1 привезли отдыхать после приземления в Саратовской области, имел точный адрес: город Куйбышев (Самара), 1-ая дачная просека, загородный гостиничный комплекс обкома КПСС, или, как его называют и до сих пор - "обкомовские дачи".Тогда это был действительно небольшой двухэтажный дом с террасой. Фотографии Юрия Гагарина, сделанные 12 апреля на аэродроме куйбышевского ракетостроительного завода "Прогресс", 13 апреля - в бильярдной на 1-ой просеке, 14 апреля - на берегу Волги, моментально появились в прессе. Разумеется, о том, что в Куйбышеве находится первый космонавт планеты, горожанам стало известно в тот самый славный апрельский день. Однако официально в истории первого космического полета этот город стал упоминаться лет на двадцать позже. Конечно, такое многолетнее молчание имело вескую причину: привлекать внимание к этому волжскому городу было нецелесообразно. К тому времени Куйбышев уже стал ведущим советским центром космического машиностроения, а в самом начале 60-х годов, ракетно-космическое оружие, способное доставить ядерный заряд в любую точку земного шара, было главным аргументом в противостоянии двух систем. И потому место, где создавались эти ракеты - город Куйбышев - упоминать в печати в связи с первым полетом человека в космос было нецелесообразно. Между тем, форсированная подготовка пилотируемых стартов была бы невозможна, если бы на куйбышевском "плацдарме" что-то застопорилось с изготовлением надежных носителей. Куйбышевцы не подвели - и две первые ступени гагаринского "Востока" были куйбышевской сборки. Кстати, это не была "спецракета" - по тогдашнему режиму секретности рабочие завода "Прогресс" не знали, что готовят носитель под пилотируемый полет. Это уже потом, когда такие полеты станут регулярными, на заводе будет введена специальная отметка "ПКК" - "пилотируемый космический корабль", и это будет означать особо тщательную сборку и проверку всех систем. Но первые орбитальные полеты были на обычных серийных баллистических ракетах… Понятно поэтому, что Сергей Павлович Королев в те годы часто бывал в Куйбышеве, и весь путь, который предстояло проделать по куйбышевской земле будущему Космонавту-1, Главный Конструктор сам не раз промерил и проверил. Самолет Королева обычно садился на заводском аэродроме авиационного и ракетного заводов - там приземлится 12 апреля и самолет из Энгельса, который доставит Гагарина. Останавливался Сергей Павлович обычно в том самом доме на 1-ой просеке, где потом разместят для послеполетного отдыха Юрия Гагарина. В этом доме обычно жили высокие московские гости - из ЦК КПСС, Правительства, министерств - поэтому туда была подведена ВЧ-связь. Из Куйбышевского обкома КПСС С.П. Королев проводил селекторные совещания с предприятиями других регионов. У Главного Конструктора были к тому времени прекрасные отношения и с первым секретарем обкома, Александром Сергеевичем Мурысевым, и с директором ракетостроительного завода Виктором Яковлевичем Литвиновым. Возможности куйбышевцев по организации любого дела были, таким образом, Королеву хорошо известны. Зачем же было искать иные варианты для послеполетного отдыха и обследования пилота-космонавта? Но рискну предположить, что, кроме вполне весомых организационных факторов, в пользу Куйбышева был и еще один, эмоциональный. Этот город был для Сергея Павловича Королева очень счастливым! Здесь у него все удивительно удачно получалось… И быстро отлаженная серийная "семерка" - с ней были связаны ближайшие планы освоения космического пространства. И рождавшийся здесь же, в Куйбышеве, в конструкторском бюро Николая Дмитриевича Кузнецова, новый мощный уникальный двигатель для будущей лунной ракеты. О том, какою будет советская лунная, Королев сообщил кузнецовцам на совещании в Куйбышеве в том же апреле 1961 года… Не говорю уже о символичности того, что в Москву, навстречу славе, будущему космическому первопроходцу предстояло отправиться от стен того самого завода, где собрали его ракету! И с самых первых дней Космической Эры город Куйбышев-Самара навсегда войдет в судьбы советских и российских космонавтов. С Москвой они разделят всемирную славу. С Куйбышевом - труд и ответственность за общее дело. В Москве они будут сиять улыбками и наградами, а в Куйбышев будут прилетать на работу - как летчики-испытатели, как ведущие специалисты космической отрасли. Но об этом будут знать только куйбышевские самолето- и ракетостроители, будут знать работники спецслужб - и они сберегут память о тех неповторимых днях… Для сотрудников областного управления КГБ по Куйбышевской области подготовка к событиям 12 апреля началась примерно неделей раньше. Обеспечение безопасности первого пилота-космонавта, разработка маршрута проезда по городу, подготовка здания на 1-ой просеке для размещения бригады московских врачей - все это обеспечивали местные структуры. 10 апреля офицеры КГБ - участники групп поиска - выехали в Пензу, Ульяновск, Саратов. 11 апреля заступила на круглосуточное дежурство группа охраны на 1-ой просеке, 16 человек. С просеки не отлучались, отдыхали в том же доме, в подвальных комнатах. Разрешалось звонить домой по телефону. "Обкомовские дачи" расположены на крутом берегу Волги. Рядом - огромный Загородный парк, летние дачи детских садов, пионерские лагеря. В середине апреля там безлюдно. И потому был поставлен тройной заслон: по периметру примерно в километр несли охрану солдаты. Вдоль забора и у ворот дачи дежурила милиция. Сотрудники КГБ охраняли главный вход в здание, где предстояло жить космонавту, вход на кухню и дежурили внутри помещения. Куйбышевская область была определена как место штатной посадки "Востока" - об этом говорили москвичи на предварительном инструктаже в областном КГБ. Но Юрий Алексеевич приземлился в Саратовской области и буквально через час-полтора - невероятное совпадение! - оказался на территории того самого НИИ ВВС в городе Энгельсе, где летом 1960 года вместе с товарищами по отряду тренировал парашютные прыжки. Вспоминает сотрудник Средневолжского управления КГБ Александр Федорович Бурков:

далее

размещено с согласия автора

Полетаева В.В. © 2001


designed by Sergey V. Andreev