Так в 1958 году в городе Куйбышеве при участии двух "К" - Королева и Козлова - стал формироваться важнейший центр космического машиностроения. Кстати, в том же 1958 году появилось и третье куйбышевское "К" - генерал-лейтенант-инженер Николай Дмитриевич Кузнецов, который возглавлял конструкторское бюро, где разрабатывались авиационные двигатели. Его С.П. Королев привлек к разработке двигателей для советской лунной ракеты. Но об этом позже. Будущему дважды Герою и академику Д.И. Козлову в начале работы в Куйбышеве не было еще и сорока, и его здешняя команда была еще моложе. Многие пришли в космическую отрасль прямо с институтской скамьи. Пришли и остались вместе на всю жизнь. "Козлов очень смелый человек",- в один голос сказали мне ветераны того самого первого "королёвского" набора. Таких же смелых людей он себе и подобрал. Думаю, отбирал он их по привычному и простому фронтовому принципу: как в разведку, как на передовую. Да им всем и предстояло быть на передовой - в буквальном смысле: создавать ракетный щит страны. У Козлова, работавшего ведущим конструктором ракеты Р-5, на которой устанавливался ядерный заряд, уже имелся собственный опыт - он знал, КАК ставят вопросы по созданию ракет на самом "верху", КАКИХ ждут ответов и в КАКИЕ сроки. У него было за плечами и полигонное житье-бытье, и тогдашние бытовые условия на космодроме от фронтовых не сильно отличались... Без преувеличения можно сказать - в шестидесятые годы в нашей стране выросло великое поколение, наши "космические шестидесятники". Люди, сразу со студенческой скамьи шагнувшие за суровые заборы больших государственных секретов, подписок и режимов. Люди, которые нормально воспринимали барачную неустроенность космодромов, почти круглосуточную работу, многомесячные разлуки с семьями. Люди, создавшие уникальную технику, которая обогнала свое время и свою страну. И одной из главных причин тогдашних блистательных успехов советской космической техники, на мой взгляд, было то, что ее создавали внутренне свободные люди! Тогдашние молодые инженеры родились во второй половине 30-х годов, и детская их память сохранила войну. Их юность пришлась на годы хрущевской "оттепели". Их молодость счастливо совпала со становлением отрасли, которая штурмовала космос! Прорыв от военного лихолетья к звездам - было отчего почувствовать себя счастливыми. Более того - избранниками судьбы! Что касается молодых рабочих, то здесь трепетно-любовное отношение к заводу, как правило, передавалось по наследству. Напомню, авиационный завод был эвакуирован в Куйбышев в1941 году из Москвы.

далее

размещено с согласия автора

Полетаева В.В. © 2001


designed by Sergey V. Andreev