12 марта исполнилось 35 лет КБ "Звезда", ныне входящему в ГНПЦ "Звезда-Стрела"
В ноябре 1973 года главным конструктором Калининградского машиностроительного завода (ныне ГНПЦ "Звезда-Стрела") был назначен Виктор Никифорович БУГАЙСКИЙ.
В.Н. Бугайский родился 25 января 1912 года в селе Ипатово Ставропольского края. В 1919 году погиб его отец, красный партизан. Мать умерла, когда он учился в школе. Родственники помогли ему получить среднее образование. После школы он год работал в колхозе, затем переехал в Москву, где работал на стройке. В 1931 году он поступил в Московский авиационный институт.
В 1934 году, ещё не закончив институт, он работал в КБ С.В. Ильюшина, где трудился до 1958 года. Сергей Владимирович Ильюшин в 1934 году организовал свой конструкторский коллектив и зачислял в ОКБ даже студентов.
В этом коллективе Виктор Никифорович вырос от рядового инженера до первого заместителя генерального конструктора. Много лет спустя так отзывался о своём учителе: "С.В. Ильюшин руководил моим дипломным проектированием. Провёл меня по всему циклу разработки самолётов: я работал в бригадах прочности, эскизного проектирования, крыла, фюзеляжа, был ведущим конструктором по испытаниям и в 28 лет стал заместителем главного конструктора.
Талантливый конструктор, хороший организатор, человек мыслящий, активный, ко мне относился с отеческой заботой и у нас были всегда доверительные отношения. Мы во всём полагались друг на друга. И я старался оправдать его доверие".
Двадцативосьмилетнему Виктору Бугайскому Ильюшин доверил судьбу одного из самых удачных своих самолётов -
бронированного штурмовика Ил-2. В.Н. Бугайский был ведущим конструктором, а с 1940 года - заместителем главного конструктора по этому самолёту.
В годы Великой Отечественной войны Виктор Никифорович работал на Куйбышевском серийном заводе №18, выпускавшем Ил-2, заместителем главного конструктора по производству, а затем и главным инженером авиационного комплекса.
После войны В.Н. Бугайский стал первым заместителем генерального конструктора С.В. Ильюшина. Под его руководством были созданы пассажирские самолёты Ил-12, Ил-14, Ил-18, основной послевоенный реактивный фронтовой бомбардировщик Ил-28, первый в мире реактивный бронированный штурмовик Ил-40.
Середина пятидесятых - время стремительного развития ракетной техники, ставшей потом самостоятельной отраслью промышленности. В 1958-м Виктор Никифорович принял предложение занять должность заместителя главного конструктора ОКБ-52 - одной из ведущих ракетных фирм страны.
Главному конструктору ОКБ-52 Владимиру Николаевичу Челомею, талантливому учёному и организатору, удалось превратить в короткий срок небольшое ОКБ в подмосковном Реутове в гиганта отечественного ракетостроения - НПО машиностроения, включавшее в себя несколько крупных предприятий. В.Н. Бугайскому поручили руководить филиалом №1 (такое название присвоили ОКБ-23 В.М. Мясищева после вхождения его в состав НПО машиностроения). Коллектив филиала №1 работал над стратегической баллистической ракетой, превосходящей американский аналог "Минитмен-1". Через несколько лет после успешного завершения государственных испытаний под обозначением 8К84 ракета была принята на вооружение. После развёртывания этого массового ракетного комплекса наш паритет с США в области стратегического ракетно-ядерного оружия стал реальностью.
В 1962 году НПО машиностроения разрабатывает стратегическую баллистическую ракету
УР-500,
рассчитанную на доставку к цели термоядерной боеголовки мощностью 150 мегатонн.
Проектирование ракеты велось филиалом №1 под руководством В.Н. Бугайского. Через год резолюция ООН запретила разработку подобного оружия. Направление работы переориентировали, и 16 июля 1965 года двухступенчатая космическая ракета-носитель вывела на орбиту тяжёлый научно-исследовательский спутник "Протон-1" - по этим названием ракета и вошла в историю отечественной космонавтики. До сих пор это самая мощная отечественная ракета-носитель, которая регулярно и надёжно (97 процентов успешных запусков) выводит на орбиту аппараты для исследования дальнего космоса и планет.
В 1973 году В.Н. Бугайский вернулся работать в авиационную промышленность. Он выбрал конструкторское бюро Калининградского машиностроительного завода. Предприятие было известно в те годы авиационными тактическими управляемыми ракетами класса "воздух-воздух" и "воздух-поверхность".
Сразу после прихода в ОКБ главный конструктор В.Н. Бугайский, несмотря на достаточную загруженность успешными разработками, стал добиваться новых заказов на перспективные ракеты, составляющие научно-технический потенциал нашего предприятия на долгие годы, практически до XXI века. В первую очередь это высокоскоростная противорадиолокационная ракета X-31П и её противокорабельный вариант Х-31А.
В 1976 году по инициативе В.Н. Бугайского начались перспективные проработки ракеты Х-35 - нового для нашего предприятия направления - ракеты для поражения кораблей в открытом море, при пуске с различных носителей: самолётов и вертолётов, кораблей и наземных (береговых) пусковых установок.
В своей работе Виктор Никифорович опирался на молодёжь, смело доверяя ей разработку перспективных ракет. Ведущими конструкторами были назначены вчерашние молодые специалисты. Он внимательно следил за их деятельностью, когда надо, поправлял и щедро делился богатым конструкторским и жизненным опытом. "Я сделал ставку на молодёжь и не ошибся", - написал В.Н. Бугайский в своих мемуарах.
В.Н. Бугайский реорганизовал конструкторские подразделения головного завода, объединив ОКБ и СКБ, что позволило более оперативно решать вопросы, связанные с внедрением разработок ОКБ в серию. Были созданы отделы полунатурного моделирования и наземных испытаний, значительно улучшено оснащение вычислительного центра ОКБ современной техникой. Эти и ряд других мероприятий позволили повысить производственные возможности КБ, а также приступить к созданию ракет нового поколения, обеспечивших качественный прорыв на приоритетных направлениях развития ракетных комплексов класса "воздух-поверхность".
От активной конструкторской деятельности Виктор Никифорович отошёл в возрасте 77 лет.
Прошло несколько лет, как перестало биться сердце талантливого российского инженера, но по-прежнему бороздит небо созданный сорок пять лет назад под его руководством лайнер Ил-18 и ещё не раз на космодроме грохотать его "Протону", прокладывая новые космические маршруты, а у авиационных ракет, в которые он вложил часть своей души здесь, в Королёве, всё ещё впереди.
13.03.2001