Вторая столица
Дмитрий Пайсон

Сотрудники ракетно-космического комплекса Самары полагают, что их город вполне может претендовать на титул космической столицы России

Развитие российской космонавтики середины 90-х гг. - развитие "централизации". С момента подписания правительственных документов о создании Государственных научно-технических Центров, предприятия ракетно-космического комплекса страны постепенно концентрируются вокруг нескольких региональных "центров притяжения" - как московских и подмосковных "исторических прародин", так и заводов и КБ, отправленных в свое время на восток в порядке рассредоточения промышленности, повышения живучести и мобилизационной готовности и прочих предусмотрительных вещей. В результате, на звание "космической столицы" страны претендуют сразу несколько городов, своим развитием во второй половине ХХ века во многом обязанные ракетно-космической технике.

Самара, безусловно, имеет по этой части весьма неплохие шансы. Передавая в 1959 г. на куйбышевские авиационные заводы серийное производство знаменитой "семерки" - Р-7, ракеты Гагарина и первого спутника - Сергей Королев и руководство подлипкинского ОКБ-1 наверняка сами не подозревали, что тем самым закладывается фундамент мощного научно-производственного комплекса, по "валовому" вкладу в космические программы уже через 10-15 лет далеко превзошедшего не только "материнское" НПО "Энергия", но и все остальные ракетно-космические комплексы мира. Сегодняшний Государственный научно-производственный ракетно-космический центр "ЦСКБ-Прогресс" в самарской Безыменке - несомненно, один из двух-трех критических элементов всей ракетно-космической инфраструктуры нашей страны. Потому что фирма Дмитрия Козлова, командированного сюда Королевым и с тех пор бессменно возглавлявшего Центральное Специализированное КБ, а с апреля 1996 г. - и Центр, поглотивший серийный завод "Прогресс", проектирует, изготавливает и "сопровождает" самые массовые в мире ракеты-носители и, несомненно, самые массовые, и почти наверняка - наиболее необходимые пользователям - космические аппараты. В основном "прикладные" - космические аппараты "контроля за выполнением международных соглашений по разоружению", но и аппараты технологические, медико-биологические, спутники исследования природных ресурсов Земли из космоса...

Ракетно-космические предприятия самарского "куста" тесно связаны между собой. Спутники ЦСКБ выводятся на орбиту ракетами завода "Прогресс". Двигатели для "семерок" делают в АО "Моторостроитель"; камеры сгорания для двигателей - на заводе "Металлист". Готовят специалистов-ракетчиков в Самарс ком аэрокосмическом университете... Хотя ни про какую "самарскую автономию" говорить не приходится. Среди своих основных проблем в "ЦСКБ-Прогрессе" называют самопроизвольное прекращение производства отдельных видов комплектующих. Еще бы - ведь оптику для народнохозяйственных ИСЗ делают в Белоруссии на БеЛОМО, а грозящее прекращение поставок датчиков с Первого Московского часового завода сулит существенные проблемы вообще всем спутниковым программам.

А спутниковых программ тут очень много. К сожалению, о большинстве современных разработок ЦСКБ много рассказывать не приходится - начиная с запуска в 1962 г. "Космоса-4", спутники "родом из Самары" бдили израильские войска на Синае и китайские на Даманском, американский 7-й флот и передвижения афганских модджахедов... Зарубежные аналитики насчитали пять основных "поколений" этих спутников и немеряное число модификаций. На базе первой серии спутников этого типа - "Зенитов", практически аналогичных гагаринскому "Востоку" - потом были созданы аппараты типа "Ресурс" - фотографы для Госцентра "Природа", "Фотон" для материаловедческих исследований, "Бион" - биологические, с "обезьяними экипажами"... В ноябре ЦСКБ представит на суд "космической общественности" последнюю версию новой космической платформы.

"Ника" унаследовала многое от своих "специальных" предшественников. Вместо максимум месяца для "зенитовской" платформы спутник на базе "Ники" может пролетать до полугода. Панели солнечных батарей обеспечивают электропитание, по мощности сравнимое с мощностью первых станций "Салют". В большом сферическом спускаемом аппарате спускаются на Землю фотоаппаратура с пленками, биологические образцы или отработавшие технологические установки с новыми материалами. От "спутников контроля" новая машина унаследовала две малых возвращаемых капсулы - таким образом, за расчетные полгода материалы исследований сбрасываются на Землю трижды. Разработаны модификации нового аппарата для съемок Земли из космоса, получения новых материалов и для биологических исследований. Правда, первоначально планировалось, что первая "Ника" отправится в космос в 1997 году - сегодня очевидно, что так не получится. Получится ли к концу столетия - будем надеяться... А помимо "Ники", закончили проектированием и новую модификацию "Ресурса" - "Ресурс-ДК". С этого аппарата всю информацию предполагается сбрасывать по радиоканалу, не используя капсулы вообще.

Вообще, ЦСКБ во многом уникально. Прежде всего, тем, что в нем совершенно явно заинтересованы все - и военные потребители информации, и ученые РАН, и американские биологи, совместно с нашими медиками из ИМБП запускающие в ноябре в космос очередную пару макак... А кроме того, ЦСКБ - одно из немногих крупнейших предприятий нашей космической отрасли, не вовлеченное в свое время напрямую в циклопическую "Энергию-Буран". Руководители предприятия, наверное, проявили в свое время редкую прозорливость, ничего на "Буран" не переориентируя и ни с какими "самолетными" идеями порогов руководства не оббивая. Как, впрочем, и руководители второго крупнейшего производителя прикладных ИСЗ - красноярского НПО ПМ. Дмитрий Козлов и Михаил Решетнев, посланные в свое время на восток еще Королевым, "в самолетики" играть не стали, и крах Универсальной ракетно-космической транспортной системы сам по себе затронул их мало. В отличие от самарского завода "Прогресс".

Впридачу к "Прогрессу", который в лучшие годы выдавал ежегодно по пять-шесть десятков ракет семейства Р-7, а сегодня удерживается пока на уровне десяти-двенадцати "изделий", новый Центр получил и клубок "бурановских" проблем. На "Прогрессе" налаживали серийный выпуск ракеты "Энергия"- второго основного компонента комплекса. Когда в 1992 г. у руководства РКА нашлась-таки политическая смелость программу закрыть "в явном виде", "Прогресс" со своими "семерками" остался в космической отрасли, но формально оказался совершенным банкротом и несостоятельным должником - из-за "бурановских" долгов, величину которых в Самаре и вслух-то называть остерегаются. Заводчане открыто говорят: тут им самим не справиться. Не куйбышевцы придумали "Энергию"; и списание старых долгов - дело государственное. Иначе, похоже, можно и без "семерок" в конце концов остаться.

Хотя сегодня "семерки" на коне. Наряду с московским "Протоном" - это на сегодняшний день основа нашего ракетного парка. Разные источники насчитывают от восьми до нескольких десятков модификаций исходной Р-7, из которых сегодня в производстве остаются две - "Союз-У", выводящий семь тонн на низкую орбиту, и "Молния" - для высокоорбитальных спутников. В конце 90-х годов планируется заменить все "семерки" новой модификацией - "Союз-2", который в самом начале очень часто называли "Русью" и представляли носителем совершенно новым. Основной смысл замены - установка усовершенствованных двигателей первой и второй ступеней, переход с "украинской" на российскую систему управления, замена третьей ступени более "продвинутой", наконец, использование для выведения на высокие орбиты разгонного блока "Фрегат" НПО имени Лавочкина. На пути к "Руси" пришлось уже отказаться от производства предыдущей версии "Союза" - "Союза-У2" - некий "усовершенствованный керосин", применявшийся там в качестве топлива, оказался казне уж совершенно не по карману. Чтобы "выцарапать" недостающие 200 килограммов полезного груза, прогрессовцы придумали некоторую промежуточную ракету - "Союз ФГ", на которой реализованы те "русские" модификации, которые уже готовы к производству, и которая устраивает основных заказчиков "Союзов" максимальной грузоподъемности - РКК "Энергия", отправляющую них космонавтов на орбитальные станции. По планам "Русь" должна быть реализована в полном объеме к концу 1998 г.; "однако при таких темпах финансирования - вряд ли", - говорят заводчане.

Темпы финансирования, конечно, аховые. К концу октября Министерство Обороны - основной заказчик самарских спутников и один из основных пользователей самарских же ракет - выплатило за выполненные заказы... менее 10 процентов причитающихся денег. То обстоятельство, что при всем при этом на "фирме Козлова" хотя бы зарплату за август людям заплатили, вызывает скорее уважение. Вообще-то, риторический вопрос: "А что будет, если нашим ракетчикам не платить вообще?" иной раз вовсе не кажется таким уж риторическим.

Ситуация с государственной "тумбочкой", в общем, ясна. Военным нашим самим зарплату платить нечем, и необходимость расплачиваться за спутники, похоже, волнует их меньше. Два других классических направления деятельности отечественных ракетчиков - конверсия и международное сотрудничество.

Значение слово "конверсия", похоже, сегодня понимается отечественными фирмами сугубо по-разному. Поначалу в ЦСКБ пытались ограничить модные веяния созданием на базе своих "спецфотографов" спутников научных и народнохозяйственных. Десяток лет - с середины 70-х - эта работа успешно продвигалась, о перековке мечей на орала никто не вспоминал... пока не наступили дивные новые времена. На пике судьбоносных перемен Генеральный Конструктор ЦСКБ ("старейшина дистанционного зондирования", как лихо написал про него один коллега) дополнительно к прочим постам удостоился звания Генерального Конструктора... оборудования для шоколадной промышленности. Ну да - Самара, шоколадная фабрика "Россия"... ЦСКБвцы добросовестно выпускали конструкторскую документацию, формировали производственную кооперацию... и на этом как правило "масло вместо пушек" заканчивалось, поскольку ни шоколадные линии, ни последовавшие вскоре зерносушилки селяне и шоколадники приобретать оказались не в состоянии. До сих пор многообещающими представляются здесь контакты с автомобилестроителями - АвтоВАЗ, Тольятти, от Самары в получасе езды. Масляные фильтры, тепловые аккумуляторы для ВАЗовских машин - конструкторы тончайших оптико-механических приборов и космических конструкций вскоре убедили вазовцев в перспективности такого сотрудничества. И автомобилисты согласились закупать по сотне тысяч деталей. "Это они рассматривают как большое благо," - довольно ядовито заметил заместитель Козлова Александр Чечин. "Мы же - мелкосерийное предприятие. Сто тысяч - нам такие объемы и не снились. Это же я должен на каждую детальку сделать автоматическую линию, которая сама на два порядка сложнее, чем весь этот фильтр. А где я деньги возьму? При таких бешеных кредитах - двести процентов годовых - я же разорюсь просто..." Инвестировать автомобилисты не хотят. Коммерческие инвесторы в производство? "Они, может быть, где-нибудь и существуют, однако на нас никто не выходил..." Единственным весомым конверсионным достижением последнего времени оказалось производство коробочки искусственных кристалликов глаза - здесь помогла областная администрация, и в конце октября первая партия была отправлена по назначению.

Так что классический "переход к скороваркам" оказался для ЦСКБ не слишком привлекательным. Гораздо более интересными представляются перспективы сотрудничества "по основной тематике". Самарцы пошли испытанным путем - создали совместное предприятие. Учредителями СП "СтарСид" стала, помимо ГНПРКЦ "ЦСКБ-Прогресс", крупнейшая французкая ракетно-космическая фирма "Аэроспасиаль". Первым ощутимым успехом стало нежданно-негаданно "свалившееся" соглашение с американской фирмой "Спейс Системз-Лорал" на выведение нашей "семеркой" нескольких спутников связи новой группировки "Глобалстар". О сотрудничестве в области создания спутников - прежде всего, естественно, "наблюдателей" и "фотографов" - в ЦСКБ предпочитают пока осторожно помалкивать, хотя из сообщений зарубежной печати стало известным, что французы всерьез рассматривают возможность сокращения своей - совместной с ФРГ - программой создания спутника-наблюдателя "Гелиос" в пользу расширения сотрудничеств с российскими партнерами. Но тут пока следует деликатно отвернуться от коммерчески чувствительной темы...

Несомненно, самарский ракетно-космический Центр - заведение авторское. Дмитрий Ильич Козлов - последний из королсвских эмиссаров, отправленных по стране создавать филиалы и дочерние организации и бессменно руководящий "конторой" с 1959 г. Сказано - цените человека по делам. О делах Козлова и всего самарского коллектива говорят сотни ушедших в космос "семерок" и бесчисленные "прикладные и народнохозяйственные" спутники, в основном скрывшиеся под скромным обозначением "Космос".


this page is designed by Sergey V. Andreev 2000 © andreev@lib1.ssau.ru