Сейчас, много лет спустя, особенно очевидно, что фактически именно этот вопрос - для каких целей нужны Советскому Союзу ракеты - и стал главным в споре между Королевым и Глушко. Если ракета - в первую очередь грозное оружие, то, строго говоря, не имеет значения, какое топливо используется, ядовитое или нет. Если начнется третья мировая война, и страны-противники обменяются ядерными ударами, то какая разница, будет ли при этом отравлена наша территория вдобавок еще и азотным дождем после старта собственной ракеты? Зато химические ядовитые компоненты, которые предложил В.П. Глушко, позволяли очень долгое время держать ракету готовой к старту, с заправленными баками и давали хороший прирост тяги. Путь развития ракетно-космической техники, который предлагал С.П. Королев, давал возможность не только решать военно-стратегические задачи, но прикладные, народохозяйственные. Кстати, уже первый искусственный спутник Земли создал предпосылки для развития спутниковой навигации. Если наблюдатели с Земли, зная параметры орбиты спутника, могли точно сказать, когда он появится над тем или иным городом Советского Союза или мира, значит, можно и наоборот? Если известны параметры орбиты и - вот он, спутник, появился над горизонтом - значит, можно определить координаты той точки земной поверхности, где находится наблюдатель! О колоссальном прикладном, агитационно-информационном эффекте, который произвел во всем мире полет Юрия Гагарина, даже и говорить не приходится… Не менее грандиозный эффект должен был произвести и первый полет советских космонавтов на Луну - и Сергею Павловичу определили в ЦК КПСС дату такого полета: 1965 год. А двигателя для новой ракеты не было! И не было желающих начать делать его. Авиадвигателестроиители - Люлька, Туманский, Климов - от предложения Королева участвовать в космических разработках, отказались. Однажды Королев поделился своими заботами с Андреем Николаевичем Туполевым, с которым был особенно дружен со времен их совместной отсидки в "шарашке", и Туполев посоветовал: "А ты поговори в Куйбышеве с Кузнецовым. Этот мужик любит все новое, он тебе поможет".К тому времени Туполев и Кузнецов уже не один год работали вместе, и самолеты марки "Ту", военные и гражданские, начиная с 1952 года, оснащались двигателями "НК". От Куйбышевского авиационного завода, где под руководством Д.И. Козлова уже вовсю шли работы по организации серийной сборки ракеты Р-7, до поселка Управленческий, где размещалось авиадвигательное КБ Кузнецова, на машине можно доехать за полчаса. И в 1958 году Королев впервые появляется в КБ Кузнецова - в одиночку, инкогнито. Н.Д. Кузнецов представил его своим подчиненным как однокашника по фамилии Сергеев. Королев ознакомился с тематикой КБ, посетил цеха, очень быстро сумел убедить московские "верха" в необходимости подключения Кузнецова к космической тематике (авиадвигательное КБ входило в Министерство авиационной промышленности, а ракетостроение было подчинено Министерству общего машиностроения) - и уже 3 мая 1959 года первая группа конструкторов с Управленческого вылетела в Москву, в Подлипки. Так в 1958 году пути Королева и Глушко разошлись - оба стали создавать собственные суперракеты, оба нашли единомышленников. Разрабатывать двигатели на керосине и кислороде для будущей лунной ракеты начал Н.Д. Кузнецов. А Валентин Петрович Глушко устанавливает свои новые мощные двигатели на высококипящих компонентах на ракете УР-500 (" универсальная ракета-500"), созданной в КБ В.Н. Челомея. УР-500, или "Протон", впервые стартовала в 1964 году. Примерно тогда же в Куйбышеве начались стендовые испытания первых лунных двигателей "НК". Владимир Николаевич Орлов, многолетний заместитель Н.Д. Кузнецова, был одним из участников работы над лунными двигателями.
далее

размещено с согласия автора

Полетаева В.В. © 2001


designed by Sergey V. Andreev