В.Н. ОРЛОВ:
После 1958 года Королев приезжал к нам часто, с большими группами специалистов, не менее десяти человек. Поначалу речь шла о создании двигателей для ракеты ГР-1, "глобальная ракета-1". Она должна была патрулировать над планетой, имея на борту некий "груз", который при необходимости могла в считаные минуты опустить в нужную точку земного шара, на головы врагов. В начале 1964 года эта тема была закрыта, но многие наработки по двигательной части пригодились для Н1. Слово "Луна" впервые прозвучало в нашем КБ в начале 1960 года. Приехав на очередное совещание, Сергей Павлович попросил нас быстренько прикинуть, как могут выглядеть двигатели тягой в 150, 250, 300 и 600 тонн. Я и несколько моих сотрудников вышли к себе, посчитали, вернулись и доложили: основание у 600-тонника будет около 100 квадратных метров. Изучив возможности тогдашних советских заводов и НИИ, мы к концу года выяснили, что оборудование для изготовления конструкций такого размера появится в СССР только во второй половине шестидесятых годов. Не справится наша промышленность и с заказами на 250- и 300-тонники. В апреле 1961 года, вскоре после полета Юрия Гагарина, Королев сказал нам: "Давайте ориентироваться на двигатель в 150 тонн. И, может быть, это даже неплохо - тогда мы сможем управлять полетом ракеты, используя рассогласование тяг". В окончательном варианте количество двигателей для лунной ракеты распределилось так: 30 двигателей - на первой ступени, 8 - на второй, 4 - на третьей и один на четвертой. Для каждой ступени предполагалась своя модификация в зависимости от условий, в которых им предстояло работать: первая ступень запускалась на Земле, а остальные в невесомости, на различных этапах полета от Земли к Луне. Был однажды такой эпизод. Мы ждали Королева у нас в КБ, но знали, что сначала он поедет на Безымянку к Козлов. Вдруг звонок из обкома: "Королев выехал к вам, но он чувствует себя очень плохо. Надо, чтобы он полежал". А у Николая Дмитриевича Кузнецова в комнате отдыха ни подушки, ни одеяла, один диван - он никогда не лежал. Поехали к Марии Ивановне, жене Кузнецова, взяли подушку и одеяло и успели вернуться до приезда Королева. Сергей Павлович прилег и говорит: "Это у меня все отрыжка после Магадана. Нас ведь в Магадан поехало шестьдесят четыре человека, в вернулось семнадцать". Так я впервые узнал, что Королев был репрессирован… На самом первом совещании по лунной ракете в 1960 году С.П. Королев сказал, что в ЦК требуют от него обеспечить пилотируемый полет на Луну в 1965 году. Он не скрыл от нас, что эти сроки кажутся ему абсолютно нереальными. И в нашем КБ эту несостыкованность партийных задач и рабочих условий мы ощущали постоянно. Например, первый испытательный стенд для одиночных двигателей появился у нас только в 1961 году. А чтобы испытать на Земле всю двигательную установку для первой ступени, нужно было строить колоссальное сооружение, очень дорогостоящее - когда работает 30 двигателей 40 секунд - это 15 тонн газа с температурой 3000 градусов выходит каждую секунду! Американцы сделали подобный стенд в Колорадо-Спрингз, на гранитном каньоне, и поэтому у них он получился очень дешевый".
далее

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27

размещено с согласия автора

Полетаева В.В. © 2001


designed by Sergey V. Andreev