Р-7, СЧАСТЛИВАЯ РАКЕТА

Многоступенчата, огромна,

Невероятных сил полна,

Над жаркой степью космодрома

Как великан, стоит она…

А рядом бункер, как подлодка

На перископной глубине.

Мигают лампочки, и четко

Стучат секунды в тишине.

А в пультовой Конструктор Главный

В раздумьи потирает лоб,

И, рядом став с мечтою давней,

Глядит, волнуясь, в перископ.

Стоит ракета перед пуском

У тяготения в плену,

Готова двигательной музыкой

Встряхнуть в округе тишину.

Напряжены до старта нервы,

Пока не грянул в небе гром.

Осталось пять секунд в резерве -

И вот звучит сигнал: "Подъем!"

И цепь земного притяженья

Ракета, словно нитку, рвет,

Над стартом виснет на мгновенье -

И устремляется в полет!

И уж не слышно больше грома,

И в небе дымный дает след.

А труженики космодрома

Идут, как в будни… на обед

Г.П. Сошнин, Байконур, 1962 год.

Непарадный, непраздничный рабочий космодром Тюратам-Байконур, о котором писал Геннадий Петрович Сошнин в шестидесятые годы, был разительно не похож на тот ослепительно прекрасный образ "звездного причала советских космических кораблей", который создавался не одно десятилетие. Поэтому в книгах обычно цитируют только отдельные строчки или двустишия сошнинских стихов: пафос и ирония, зубоскальство и бравада, гордость и насмешка переплетены в них так прочно, как это и было на реальной "тридцать первой площадке", где с конца пятидесятых годов месяцами жили куйбышевские специалисты, готовя очередные старты "изделия" - межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, серийное производство которой началось в Куйбышеве в 1958 году. И здесь самое время рассказать о космической державе под названием "Безымянка". Когда уральские, сибирские, среднеазиатские поезда, следуя из Москвы, отходят от перрона самарского вокзала и через несколько минут за окнами начинает мелькать долгая вереница заводских корпусов, мало кто из пассажиров знает, что в течение четверти часа поезд будет пересекать территорию этой космической "державы". Самая надежная в мире ракета-носитель "Союз", спутники наблюдения и космический самолет "Буран", семейство двигателей "НК" для самолетов и ракет, две советские суперракеты - Н1(лунная) и "Энергия" - все это полностью или частично создавалось в Куйбышеве-Самаре, на территории всего в два-три квадратных километра. Эту промышленную зону, чей уникальный производственный и научный потенциал вполне может быть сопоставим с потенциалом небольшой страны, и называют "Безымянка". Многочисленные НИИ, авиационный институт, техникумы и ПТУ, лучшие жилые дома, лучшие медсанчасти, пионерские лагеря и базы отдыха в Куйбышеве-Самаре принадлежали "державе Безымянке": долгие годы на развитие отраслей, обеспечивающих зримые успехи в военно-политическом противостоянии двух систем государство денег не жалело! "Держава Безымянка" была основана осенью 1941 года , когда здесь, в чистом поле возле железной дороги выгружалось оборудование заводов, эвакуированных из Москвы и западный областей СССР. Окрепла, расцвела и надолго засекретилась Безымянка в конце пятидесятых годов, когда в дополнение к самолетам здесь стали делать и космическую технику. Космический этап истории города Куйбышева-Самары начался 28 февраля 1958 года, когда на аэродроме авиационного завода приземлился самолет Ил-14, принадлежавший конструкторскому бюро, которым руководил Сергей Павлович Королев. В тот день на лучший в Союзе серийный авиационный завод № 1 имени Сталина прибыла группа специалистов из подмосковного города Калининграда для организации конструкторского сопровождения серийного производства межконтинентальной баллистической ракеты Р-7. В составе группы был 38-летний ведущий конструктор королёвского ОКБ-1 Дмитрий Ильич Козлов, выпускник Ленинградского военно-механического института, бывший фронтовик. Задача перед москвичами и волжанами была поставлена очень жестко: к концу 1958 года в Куйбышеве должны быть собраны первые серийные ракеты. Старшим на "куйбышевском плацдарме" Сергей Павлович Королев назначает Козлова.

далее


1 2 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44

размещено с согласия автора

Полетаева В.В. © 2001


designed by Sergey V. Andreev