|
Р-7, СЧАСТЛИВАЯ РАКЕТА
Многоступенчата, огромна,
Невероятных сил полна,
Над жаркой степью космодрома
Как великан, стоит она…
А рядом бункер, как подлодка
На перископной глубине.
Мигают лампочки, и четко
Стучат секунды в тишине.
А в пультовой Конструктор Главный
В раздумьи потирает лоб,
И, рядом став с мечтою давней,
Глядит, волнуясь, в перископ.
Стоит ракета перед пуском
У тяготения в плену,
Готова двигательной музыкой
Встряхнуть в округе тишину.
Напряжены до старта нервы,
Пока не грянул в небе гром.
Осталось пять секунд в резерве -
И вот звучит сигнал: "Подъем!"
И цепь земного притяженья
Ракета, словно нитку, рвет,
Над стартом виснет на мгновенье -
И устремляется в полет!
И уж не слышно больше грома,
И в небе дымный дает след.
А труженики космодрома
Идут, как в будни… на обед
Г.П. Сошнин, Байконур, 1962 год.
|
Непарадный, непраздничный рабочий
космодром Тюратам-Байконур, о котором писал Геннадий Петрович Сошнин в шестидесятые годы, был разительно не похож на тот ослепительно прекрасный образ "звездного причала советских космических кораблей", который создавался не одно десятилетие. Поэтому в книгах обычно цитируют только отдельные строчки или двустишия сошнинских стихов: пафос и ирония, зубоскальство и бравада, гордость и насмешка переплетены в них так прочно, как это и было на реальной "тридцать первой площадке", где с конца пятидесятых годов месяцами жили куйбышевские специалисты, готовя очередные старты "изделия" -
межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, серийное производство которой началось в Куйбышеве в 1958 году.
И здесь самое время рассказать о космической державе под названием "Безымянка".
Когда уральские, сибирские, среднеазиатские поезда, следуя из Москвы, отходят от перрона самарского вокзала и через несколько минут за окнами начинает мелькать долгая вереница заводских корпусов, мало кто из пассажиров знает, что в течение четверти часа поезд будет пересекать территорию этой космической "державы". Самая надежная в мире ракета-носитель "Союз", спутники наблюдения и космический самолет "Буран", семейство двигателей "НК" для самолетов и ракет, две советские суперракеты -
Н1(лунная) и "Энергия" - все это полностью или частично создавалось в Куйбышеве-Самаре, на территории всего в два-три квадратных километра. Эту промышленную зону, чей уникальный производственный и научный потенциал вполне может быть сопоставим с потенциалом небольшой страны, и называют "Безымянка". Многочисленные НИИ, авиационный институт, техникумы и ПТУ, лучшие жилые дома, лучшие медсанчасти, пионерские лагеря и базы отдыха в Куйбышеве-Самаре принадлежали "державе Безымянке": долгие годы на развитие отраслей, обеспечивающих зримые успехи в военно-политическом противостоянии двух систем государство денег не жалело!
"Держава Безымянка" была основана осенью 1941 года , когда здесь, в чистом поле возле железной дороги выгружалось оборудование заводов, эвакуированных из Москвы и западный областей СССР. Окрепла, расцвела и надолго засекретилась Безымянка в конце пятидесятых годов, когда в дополнение к самолетам здесь стали делать и космическую технику.
Космический этап истории города Куйбышева-Самары начался 28 февраля 1958 года, когда на аэродроме авиационного завода приземлился самолет Ил-14, принадлежавший конструкторскому бюро, которым руководил
Сергей Павлович Королев. В тот день на лучший в Союзе серийный авиационный завод № 1 имени Сталина прибыла группа специалистов из подмосковного города Калининграда для организации конструкторского сопровождения серийного производства
межконтинентальной баллистической ракеты Р-7. В составе группы был 38-летний ведущий конструктор королёвского ОКБ-1
Дмитрий Ильич Козлов, выпускник Ленинградского военно-механического института, бывший фронтовик. Задача перед москвичами и волжанами была поставлена очень жестко: к концу 1958 года в Куйбышеве должны быть собраны первые серийные ракеты. Старшим на "куйбышевском плацдарме" Сергей Павлович Королев назначает Козлова.
1
2
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44