повторить! Подполковник Анатолий Терпиловский выбыл после полутора суток. Мне говорят: «Джон Иванович, на тебя вся надежда!»
Руководители института постоянно приходили, интересовались, как идет эксперимент. И вот когда я уже практически уже выполнил программу, пришли все и говорят: «Джон Иванович, сегодня же воскресенье! Ну, выдержи еще сутки, потому что на тебя сейчас работает пол-Москвы. И не только Москвы. Сейчас надо поднимать всех в воскресенье! Потерпи до завтра!» А тяжело было, откровенно говоря, на пределе силы уже были. Но остался еще на сутки, чего уж там… И до понедельника дотянул. Ведь меня же надо было опять проверять по всем статьям: центрифуга, потом анализы… Потом, когда меня вытащили, полковник Пономарев подставил свою спину: «Садись на меня!» Я говорю: «Я сам пойду». Врачи посмотрели ноги – надо в госпиталь. И сразу отправили в госпиталь, по всему кругу экспериментов пропускать не стали.
Так совпало, что в госпитале мы лежали вместе с Алексеем Леоновым – тогда, в 1965 году он только что совершил первый в мире выход в открытый космос. Потом его назначили командиром экипажа для полета на Луну. То есть, я как раз исполнял на Земле его «роль»…
За этот «полет на Луну» я получил тысячу рублей.
Лунная программа была строго засекречена, но вполне естественно, что информация о грандиозном проекте, в котором были задействованы сотни тысяч людей по всему Советского Союзу, все-таки просачивалась. Станислав Александрович Петренко, директор и Главный конструктор Волжского КБ ракетно-космической корпорации «Энергия» им. С.П. Королева доктор технических наук, приехал в конце шестидесятых в Куйбышев с другого конца страны. Конечно, тогда у него не было титулов и званий, был только чемодан с нехитрым багажом и огромное желание быть участником большого Дела.
С.А. ПЕТРЕНКО:
Я закончил Челябинский политехнический институт, написал диплом на кафедре у В.П. Макеева, и попал по распределению в Улан-Удэ. Там наше КБ делало челомеевскую ракету типа «самолет-снаряд», а потом самолет Як-25-РВ, высотный разведчик, аналог американского У-2. Тогда я и стал ездить в командировки в Куйбышев, на авиационный завод.
В те времена можно было оформить пропуск на авиационный завод, и пройти с его территории на «Прогресс». По отголоскам разговоров я узнал, что здесь затевается гигантская программа по созданию какой-то новой ракеты, и меня потянуло сюда. Я три положенных года по распределению аккуратненько отработал в Улан-Удэ. А потом подал заявление, уволился и
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
32
33
34
36
37
38