Пойдут, спасая от зимы,
И ничему уже не внемля.
Куда? Зачем? Уж не затем ли,
Чтоб кануть в землю, как и мы?
И будет сброшен блеск осенний, -
Природа им не дорожит,
И только солнца лист последний
На ветке клена задрожит.
Да луж печальные зрачки,
Следя внимательно за солнцем,
Гадают через льда очки, -
Удержится или сорвется?
Г.П. Сошнин, август 1999 г.
Н1 уходила из жизни отрасли и судеб людей долго и больно. Уже грузовики вывозили в байконурскую степь техническую документацию, и там, в степи, пылали костры – в небытие уходили тысячи уникальных технических и производственных решений. А Геннадий Петрович Сошнин готовился защищать кандидатскую диссертацию, в которой обосновывались оригинальные технические решения для топливной системы блока «Г» лунной ракеты.
Г.П. СОШНИН:
Мы здесь, в Куйбышеве, полностью проектировали
блок «Г», или четвертую ступень ракеты.
Это был блок орбитального запуска. То есть, после выведения на низкую земную орбиту для того, чтобы набрать вторую космическую скорость и отправиться к Луне, в точно назначенные секунды двигатель этого блока должен был включиться. Но при этом нам было неизвестно, как поведет себя в невесомости жидкий кислород – один из компонентов топлива, потечет ли с нужной скоростью по трубопроводу в камеру сгорания. На всю операцию по разгону отводилось только 15 секунд!
Вместе с учеными московского Акустического института мы разработали специальный миниатюрный ультразвуковой генератор. Подгоняемый ультразвуком жидкий кислород, температура которого минус163 градуса, поступал с положенной скоростью в нужные трубопроводы! Но это - на Земле. А нам-то надо было гарантировать такую
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
44
46
47
48
49
50
51
52