на орбиту значительно больший вес. И без такой ракеты-носителя, которая предлагается, дальше жить будет очень трудно».
Словом, вся – понимаете, вся! – «девятка», представители всех девяти министерств, входивших в ВПК, нас поддержала. Л.В. Смирнов, подводя итоги совещания, сказал: «Наше сегодняшнее решение имеет такое же эпохальное значение, как принятие решения о закрытии Н1 и передаче всей работы В.П. Глушко». Правда, тут же добавил: «Я к тому решению никакого отношения не имею…» Новый проект поддержал и Президент Академии Наук СССР М.В. Келдыш. К началу 1976 года все уже было привязано и согласовано, и нужно было выходить в ЦК КПСС и проектом постановления И здесь В.Н. Челомей допустил большую стратегическую ошибку. 5 января 1976 года он собрал у себя совещание и сказал: «Включите в документацию по ракете, что «рабочее место» – Тюратам, включите куйбышевский завод «Прогресс»… А все это принадлежало «хозяйству» Глушко.
И, действительно, когда сотрудники Челомея в середине января пошли на согласование в ЦК КПСС, им сказали: «О, вы затронули епархию Генерального Конструктора, это непростой вопрос, а нам сейчас заниматься этим некогда – мы готовим ХХУ съезд КПСС. Давайте так – съезд закончится, мы оформим все документы, и во второй половине марта приступим к этому вопросу». Но, естественно, нашим проектом стали заниматься лишь в апреле. А в двадцатых числах апреля скоропостижно умер министр обороны маршал А.А. Гречко. И на следующий же день был назначен новый министр, Д.Ф. Устинов. И Владимир Николаевич Челомей понял, что обращаться к Устинову бесполезно, потому что Устинов был против. Почему он был против, я абсолютно не понимаю! И никто этого не мог понять. И Николай Дмитриевич Кузнецов этого не понимал. Тем более, что у Кузнецова и Устинова была многолетняя дружба. И объяснить ничего невозможно, потому что наше решение обладало явными техническими преимуществами. Вот такая странная история, плохой детектив…

Таким образом, найти хорошее техническое решение оказалось значительно проще, чем преодолеть специфику взаимоотношений в московских «верхах»…

Итог? Нет тяжелой ракеты «Протон» с многоразовыми двигателями НК-33, и мы можем только гадать, какой могла бы быть наша непилотируемая и пилотируемая космонавтика, если бы сложилась судьба нового тяжелого носителя на экологически чистом горючем.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 44 45 46 47 48 49 50 52 53 54 55 56 57


this page is assembled by Sergey V. Andreev 2012 © andreev_s@aport.ru