-А сил-то хватит у тебя?
-Одному мне будет тяжело, а вот если кто-то из старших поедет, тогда –да.
-Ну, ты подумай, с кем поехать, и тогда я наверное, благословлю тебя.
Только через много лет я понял, почему он разрешил этим заниматься мне, молодому инженеру, а сам никакие неофициальные контакты не пытался использовать.
В том решении Совета Обороны, где снимали с должности Генерального Конструктора В.П. Мишина и назначали В.П. Глушко,
было записано: «Кузнецову Н.Д. сосредоточиться на проблемах создания современных авиационных двигателей».
То есть, запретили заниматься ракетными двигателями. И он переживал колоссально. Много раз потом говорил своим ближайшим заместителям: «Сказали, как коту – брысь под лавку».
В Куйбышеве тогда жил генерал-лейтенант Константин Леонтьевич Сорокин, который до 1956 года возглавлял
Политуправление Приволжского военного округа. Во время войны и после нее он был тесно связан по службе с генерал-полковником Константином Степановичем Грушевым.
А тот, в свою очередь, работал до войны в Днепропетровске и дружил семьями с Л.И. Брежневым. Вот у нему мы и обратились через Сорокина.
9 сентября 1974 года мы втроем отправились в Москву – А.Е. Астапов, начальник бригады ОКБ, секретарь партбюро ОКБ; В.С. Анисимов – ведущий конструктор ОКБ и я. Прибыли в штаб Московского военного округа, начальником Политуправления которого был К.С. Грушевой, и передали через дежурного письмо, подписанное Кузнецовым. Встретиться с Грушевым не получилось, но по его просьбе нам приняли в Генеральном штабе и военно-промышленной комиссии.
Представитель Генштаба полковник М.И. Графов заявил, что военным нужен сверхтяжелый носитель, а лунная программа их не интересует. По его мнению, военному назначению Н1 не придавали внимания с самого начала работы над носителем – отсюда и последствия. А кузнецовские двигатели можно использовать на других ракетах.
Заведующий сектором ракетно-космического отдела ВПК Э.М. Попов понял заводчан с полуслова, посоветовал искать применение куйбышевских двигателей для изделий, которые создаются в ОКБ Главного конструктора В.Н. Челомея и обещал свое содействие.
Вскоре началась активная работа по продвижению двигателей НК-33 на криогенный вариант челомеевского носителя «Протон».
Вчерашнее и сегодняшнее соперничество, конкуренция различных советских авиакосмических школ и фирм – отдельная тема, большая и
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
44
45
46
47
48
50
51
52