Никто двадцать пять лет назад не удосужился посчитать, что было дешевле – аргонная резка уже готовых ракет Н1 на Байконуре – или хотя бы один запуск Н11
или Н111. Тем более, что здесь вероятность удачного старта была очень высока – к 1974 году все ступени лунной ракеты, за исключением первой, прошли
огневые испытания по полной программе. Но и этого шанса лунной ракете не было дано.
Что касается наших заокеанских соперников в лунной гонке, то они пошли по тому же пути, который предлагали куйбышевцы: «укороченная»
лунная ракета-носитель «Сатурн», стартовала с металлических ферм, подобных тем, которые предлагались для Н11, и в июле 1975 года вывела на орбиту
космический корабль «Аполлон», который участвовал в первой стыковке с советским «Союзом». Летчик-космонавт Алексей Архипович Леонов,
который готовился участвовать в советской лунной экспедиции, таким образом, с лунной программой все же отдаленно соприкоснулся – правда, через американцев…
Стало быть, в 1975 году на примере американцев можно было удостовериться в реальности старта Н11 – но амбиции нового Генерального конструктора, В.П. Глушко, взяли верх.
Несколько лет спустя он откажется от попытки поставить на ракету-носитель «Энергия» двигатели Кузнецова, решит создавать свои.
В конце концов он создаст прекрасные двигатели и мощную ракету, которая успешно полетит с первого раза – но упущенного времени и
затраченных средств нашей космической отрасли уже никто не вернет.
И кто знает сейчас, как сложилась бы судьба орбитального комплекса «Мир» за минувшие годы и сегодня, если бы многоразовая система
«Энергия-Буран» стартовала на четыре-пять лет раньше. Иною тогда была бы и схема формирования станции, а собственный мощный
«грузовик»-«Буран» расширил бы возможности для экспериментов. Тогда – кто знает? – экономическая отдача от заказов промышленного
характера, которые можно было бы выполнять на борту космической станции, и стала бы финансовой основой ее дальнейшей эксплуатации?
Однако многолетнее соперничество ведущих советских создателей ракетной техники, а
также затянувшаяся на многие годы пауза во взаимоотношениях государства и космической
отрасли привела к тому, что сегодня ракетный парк страны располагает всего двумя ракетами-носителями, которые способны вывести
на околоземную орбиту различные спутники. Это ракеты-ветераны. Самарский «Союз», или Р-7, полезная нагрузка до семи тонн, летает с 1957 года.
Московский «Протон», или УР-500, полезная нагрузка свыше двадцати тонн, впервые стартовал в 1964 году.
Сегодняшние перспективные космические программы – например, нас получалась очень хорошая связка.
Продолжал существовать носитель Р-7 («Союз») со своими 6-7 тоннами. Дальше Н111 на 12 тонн и Н11 на 25 тонн.
И весь задел по лунной ракете использовался полностью для совершенно реальных задач пилотируемой и непилотируемой
космонавтики семидесятых годов! Очень высокую оценку этой разработке куйбышевских конструкторов дал
Президент Академии Наук СССР М.В. Келдыш. Наверняка в архивах Академии Наук можно найти этот документ…
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
44
45
46
47
48
49
50
51
52
54
55
57
58