станциях. По его словам, из трех полетов самый памятный тот, когда он работал на борту “Алмаза”. О том, что была и такая станция советская орбитальная станция – “Алмаз”, стали вслух говорить сравнительно недавно – в семидесятые годы все станции именовались “Салютами”.

В.В. ГОРБАТКО, летчик-космонавт:

Работали наши ребята на нескольких космических станциях, но на двух советских станциях, разных конструкторов, работал, по-моему, только я один. Второй полет я выполнял и работал на станции «Алмаз-3» фирмы Челомея, а третий полет выполнял на станции «Салют-6» уже фирмы Королева. Так что дважды поработал на двух станциях и понял, что хорошо, когда летаешь на станцию одного, но неплохо, когда летаешь на станциях разных конструкторов…
В несостоявшейся истории советской космонавтики проекты, рождавшиеся на Волге, в Куйбышеве, таким образом, не были исключением…
А перечень нестартовавших отечественных ракет в семидесятые годы пополнили еще две куйбышевские разработки, в которых предлагалось использовать в качестве самостоятельных ракет “укороченную” Н1. И снова я хочу вернуться к вопросу о том, какое место занимал Куйбышевский-Самарский авиакосмический комплекс в отечественном ракетостроении – и какое мог бы занимать.
Общая работа на куйбышевской площадке «трех «К» - Королева, Козлова и Кузнецова – конечно, не могла ограничиться только лунным проектом – и не ограничилась им. Естественно, Дмитрий Ильич Козлов, как никто другой из создателей советской космической техники, знал о том, как шли дела у соседей, и первые же успехи в КБ Кузнецова становились основой перспективных проектов в КБ Козлова. Принято считать, что в советское время денег на космос в правительстве не жалели, а конструкторы, работавшие в этой сфере, легко и бездумно эти деньги тратили. Конечно, в истории такого огромного «государства в государстве», какою уже в шестидесятые годы была космическая отрасль, можно найти и такие примеры. Но куйбышевскую школу космического машиностроения уже тогда отличал исключительный прагматизм. Близость к производственным цехам – только перейти через заводскую аллею! – где делали не экспериментальные образцы космических аппаратов, а серийную ракету, уже досконально отлаженную к тому времени, накладывала отпечаток и на стиль мышления конструкторов.
Блестящая идея, которую тут же подкорректируют заводские технологи и раскритикуют рабочие-сборщики, в считаные дни могла утратить блеск, но стать при этом

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 55 56 57


this page is assembled by Sergey V. Andreev 2012 © andreev_s@aport.ru