создание международной космической станции (МКС) – наглядно показывают, что некоторые направления работы
на орбите мы отдали конкурентам. В частности, теплообменник для МКС, который проектирует в Самаре Волжский филиал РКК «Энергия»,
а делает завод «Прогресс», будет доставлен на орбиту американским «Шаттлом» - собственной ракеты, которая
способна была бы вывести на орбиту такой крупногабаритный груз, у России сегодня нет.
А между тем создание Волжского филиала в Куйбышеве-Самаре 25 лет назад как раз было связано с началом
работ над космической системой «Энергия-Буран». Этот филиал сейчас возглавляет Станислав Александрович
Петренко – тот самый, который в 1966 году устремился на Волгу делать невиданную лунную ракету.
С.А. ПЕТРЕНКО:
«Энергия» впервые стартовала 15 мая 1987 года. И старт, и полет были безупречны – так же, как и второй полет, 15 ноября 1988 года. Орбитальный самолет «Буран» сделал два витка вокруг Земли и уверенно приземлился в автоматическом режиме. А потом в программе стартов нового космического комплекса наступил перерыв, который длится и по сегодняшний день.
На базе «Энергии» у нас были разработаны и другие проекты. Например, ракета-носитель «Энергия-М»: укороченный центральный блок, один двигатель вместо четырех. Она могла вывести на орбиту до 35 тонн и шла на смену «Протона». Была выпущена документация, завод «Прогресс» сделал баки для окислителя и горючего, были готовы обечайки, днища сварены – но на старт нас не поставили…
В огромном цехе на территории завода «Прогресс», где делали «Энергию», эти баки стоят до сих пор,
сияя зеркально отшлифованными стенками – и металл, и работа были высшего качества. Стоят уникальные стенды,
в которых испытывались конструкции высотой 34 метра и диаметром 8 метров, с приложением силы до 4 тысяч тонн – такого
оборудования в Европе больше нигде нет. Когда В. Каданников в ранге вице-премьера посетил этот цех, он долго ходил вокруг
стендов, потом обратился к заводчанам: «Ну, что с этим хозяйством делать? Может, взорвать?»
Рождение одной из самых перспективных космических машин совпало с разгаром политической перестройки,
и думать о перестройке технологической, которая была подготовлена для всего народного хозяйства за полвека
развития космической техники, было некому. А ведь в производстве «Энергии» участвовало полторы тысячи предприятий всего
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
44
45
46
47
48
49
50
51
52
54
55
57
58