ракеты. И самое трагическое и страшное зрелище – это неудачный старт. Конечно, техника остается техникой, и с ней случиться может всякое.
Вспомним хотя бы аварийные старты «Протона» летом 1999 года. К счастью, наши пилотируемые корабли уходили в космос благополучно
(тьфу! тьфу! тьфу! постучать по дереву! – люди космоса верят в приметы…). А единственный до сегодняшнего дня аварийный пилотируемый
старт имел счастливый финал. И потому несколько лет назад Александр Михайлович Солдатенков стал героем не только куйбышевского-самарского, но и байконурского фольклора.
…26 сентября 1983 года на орбиту отправлялся работать экипаж в составе Владимира Титова и Геннадия Стрекалова.
За 48 секунд до старта корабля «Союз-Т» произошло загорание ракеты-носителя. Руководители стартовой команды А.М. Солдатенков (от промышленников) и А.А. Шумилин (от военных) мгновенно оценили ситуацию и за две секунды до взрыва при помощи системы аварийного спасения корабль отстрелили. Владимир Титов и Геннадий Стрекалов благополучно приземлились на парашюте в нескольких километрах от Байконура.
Тогда, в 1983 году, о подобных событиях рассказывать было не принято. Потом, когда космические программы перестали входить
в число государственных приоритетов, стало вроде бы не времени вспоминать о мужестве и героизме людей, работающих
на космос, о надежности нашей ракеты-носителя «Союз», умной и проверенной машины. Однако техника остается техникой, и с ней
могут случаться отказы. Но ракета-носитель «Союз» до последней секунды остается управляемой и послушной воле человека…
Я много раз встречалась с Александром Михайловичем Солдатенковым. Легких стартов не бывает.
Но всякий раз, когда в очередной раз становится известно, какие Солдатенков принимал неординарные
решения в считаные часы или минуты перед пуском, потом вернувшись с Байконура, он лишь отмахивается:
«А, подумаешь, все было нормально!». И потребовалось много времени, чтобы сложить по кусочкам картину старта 26 сентября 1983 года.
Это было легко и трудно. Конечно, все, кто в 1983 году был на Байконуре, помнят до сих пор ту сентябрьскую ночь
в подробностях. Но встретиться с очевидцами непросто – они разбросаны по разным городам.
Те, кто работают, люди очень занятые – например, летчик-космонавт Владимир Титов возглавляет московское
представительство фирмы «Боинг»,Александр Александрович Шумилин – один из руководителей программы «Воздушный старт»,
а Александр Михайлович Солдатентов по-прежнему долгие месяцы проводит на Байконуре.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
44
45
46
47
48
49
50
51
52
54
55
57
59
60
62
64
65