ракеты. И самое трагическое и страшное зрелище – это неудачный старт. Конечно, техника остается техникой, и с ней случиться может всякое. Вспомним хотя бы аварийные старты «Протона» летом 1999 года. К счастью, наши пилотируемые корабли уходили в космос благополучно (тьфу! тьфу! тьфу! постучать по дереву! – люди космоса верят в приметы…). А единственный до сегодняшнего дня аварийный пилотируемый старт имел счастливый финал. И потому несколько лет назад Александр Михайлович Солдатенков стал героем не только куйбышевского-самарского, но и байконурского фольклора. …26 сентября 1983 года на орбиту отправлялся работать экипаж в составе Владимира Титова и Геннадия Стрекалова. За 48 секунд до старта корабля «Союз-Т» произошло загорание ракеты-носителя. Руководители стартовой команды А.М. Солдатенков (от промышленников) и А.А. Шумилин (от военных) мгновенно оценили ситуацию и за две секунды до взрыва при помощи системы аварийного спасения корабль отстрелили. Владимир Титов и Геннадий Стрекалов благополучно приземлились на парашюте в нескольких километрах от Байконура. Тогда, в 1983 году, о подобных событиях рассказывать было не принято. Потом, когда космические программы перестали входить в число государственных приоритетов, стало вроде бы не времени вспоминать о мужестве и героизме людей, работающих на космос, о надежности нашей ракеты-носителя «Союз», умной и проверенной машины. Однако техника остается техникой, и с ней могут случаться отказы. Но ракета-носитель «Союз» до последней секунды остается управляемой и послушной воле человека… Я много раз встречалась с Александром Михайловичем Солдатенковым. Легких стартов не бывает. Но всякий раз, когда в очередной раз становится известно, какие Солдатенков принимал неординарные решения в считаные часы или минуты перед пуском, потом вернувшись с Байконура, он лишь отмахивается: «А, подумаешь, все было нормально!». И потребовалось много времени, чтобы сложить по кусочкам картину старта 26 сентября 1983 года. Это было легко и трудно. Конечно, все, кто в 1983 году был на Байконуре, помнят до сих пор ту сентябрьскую ночь в подробностях. Но встретиться с очевидцами непросто – они разбросаны по разным городам. Те, кто работают, люди очень занятые – например, летчик-космонавт Владимир Титов возглавляет московское представительство фирмы «Боинг»,Александр Александрович Шумилин – один из руководителей программы «Воздушный старт», а Александр Михайлович Солдатентов по-прежнему долгие месяцы проводит на Байконуре.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 44 45 46 47 48 49 50 51 52 54 55 57 59 60 62 64 65


this page is assembled by Sergey V. Andreev 2013© andreev_s@aport.ru