Ответ мы видим сегодня…
При этом в истории отечественной космонавтики есть и другие примеры, когда руководители различных конструкторских бюро в интересах общего дела про свои амбиции забывали – и сейчас, тридцать лет спустя, позитивный результат очевиден. Орбитальные станции – гордость отечественной космонавтики, в мире пока нет подобного ни по надежности, ни по долговечности работы на орбите. Их рождению предшествовал сначала конфликт, потом совместная работа двух ведущих КБ – Королева и Челомея.

К.А КЕРИМОВ,
генерал-лейтенант, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий.
- Мы создавали орбитальные станции долго и болезненно. Сперва мы создали путем стыковки двух «Союзов» и назвали «экспериментальной орбитальной станцией». Причем перехода там не было, надо было надевать скафандр, выйти на поверхность экспериментальной станции и снова через другой люк войти в другой корабль. После этого появилась уже более солидная станция, потому что мы определили, что человек без движения, без физической нагрузки, не может долго прожить в невесомости. Организм ленится, начинает терять свою мускульную силу. И потому нужны упражнения. Но для упражнений нужны площади. Конечно, путем стыковки двух «Союзов» таких площадей там нельзя было создать. Надо было переходить от небольшого корабля к модулям диаметром четыре, шесть метров. Тогда, в начале шестидесятых годов, были такие предложения – «давайте возьмем диаметр шесть метров под ракету Н1». Этой ракеты тогда в металле еще не было, но проектно-конструкторские работы уже шли полных ходом. Наконец сторговались и решили взять диаметр четыре с половиной метра – это как раз диаметр ракеты УР-500 «Протон», которая делалось на заводе Хруничева. В пользу «Протона» было и то, что она перевозится целиком по железной дороге, а шестиметровку надо было бы собирать прямо на космодроме. Мы тогда долго убеждали КБ Королева: «Давайте проектировать орбитальную станцию на четыре с половиной метра в диаметре. Они это приняли болезненно: это была разработка другого коллектива. Но мы это отношение перебороли и все-таки наконец примирили две ведущие конструкторские организации – Хруничева и ОКБ-1 Королева в сотрудничестве по созданию орбитальной станции. Таким образом, были созданы «Салюты».
Летчик – космонавт Виктор Васильевич Горбатко из первого гагаринского отряда летал в космос трижды, работал на орбитальных

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 44 45 46 47 48 49 50 51 52 54 55 56 57


this page is assembled by Sergey V. Andreev 2012 © andreev_s@aport.ru